Бабки и слава Есенина (ЖЖ "Угасшие звезды")

https: //ygashae-zvezdu.livejournal.com

БАБКИ И СЛАВА ЕСЕНИНА

Мы уже говорили, что нарождающаяся слава, которую он так жаждал, заставила Есенина равнодушно смотреть в другую сторону от беременной жены Зинаиды Райх.

Слава эта была связана с «Орденом имажинистов», где всё фокусировалось на двух фигурах: Анатолия Мариенгофа и Сергея Есенина. Вроде рядом, а на самом деле чуть поодаль, стояли Вадим Шершеневич и Александр Кусиков. Остальные к имажинизму примыкали-отмыкали. Тон задавал названный квартет.

Бабки и слава Есенина (ЖЖ Угасшие звезды) 

"ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА" (СЛЕВА НАПРАВО) - МАРИЕНГОФ, ЕСЕНИН, КУСИКОВ, ШЕРШЕНЕВИЧ 

Пару лет имажинисты были самой громкой поэтической группой, умудрившись сыграть во времена «военного коммунизма» по правилам Серебряного века. Их прямые предшественники по стратегии - это символисты, Северянин, футуристы, смело идущие по пути театрального эпатажа обывателя. 

Имажинисты оказались к театральному эпатажу готовы. Есенин, напомним, уже играл деревенского Леля и даже с успехом. Шершеневич в поисках голоса пел в хорах символистов и футуристов. Пензенский обыватель Мариенгоф приехал завоевывать Москву надушенным пробором.

Поговорим же сегодня о стратегии имажинистов, которая принесла Есенину славу и выявила первые зачатки его душевного кризиса.

Как заставить даже не себя слушать, а о себе говорить?

Кратчайший путь – скандал. 

Скандалы компания имажинистов устраивала с каждым разом всё ядренее. 

Началось с безобидного – посмотрите на нас.

Мариенгоф вспоминал:

«…мы разорились на большие собственные портреты, обрамлённые красным коленкором. Они были выставлены в витринах по Тверской – от Охотного ряда до Страстного монастыря»

Дальше надо повесить на шею памятника Пушкину картонный плакатик «Я с имажинистами».

И, наконец, расписать своими богохульными стихами стены Страстного монастыря. 

Что случилось наутро после сего действия, вспоминал Шершеневич:

«Я пошёл к Страстному. Оказалось, что подойти к нему было невозможно. Вся площадь была запружена народом. Толпы не помещались на площади. Более любопытные лезли на памятник, и чугунный Александр Сергеевич вместе с ними рассматривал действо. Конная милиция разгоняла любопытных».

Апофеоз саморекламы – переименование улиц. Тверская получила табличку «Улица имажиниста Есенина».

Бабки и слава Есенина (ЖЖ Угасшие звезды)

ПУШКИН СМОТРИТ НА СТРАСТНОЙ

«Имажинизм» изначально мыслился предприятием коммерческим. Иначе быть не могло: здоровым парням в развороченном бурей быте требовалось есть каждый день, а имажинизм забирал все время. 

Известность удалось монетизировать, зарегистрировав с помощью наркома Луначарского «Ассоциацию вольнодумцев». Ассоциация позволяла имажинистам давать платные концерты, но главное выклянчивать ордера на открытие разных предприятий.

Имажинисты владели двумя книжными магазинами. В магазине на Большой Никитской торговали Есенин и Мариенгоф. Лавкой в Камергерском переулке распоряжались Шершеневич и Кусиков. 

Издательства имажинистов «Плеяда», «Сандро», «Чихи-Пихи» бесперебойно поставляли на рынок их сборники. 

«Гостиница для путешествующих в прекрасном». 

Но главный доход имажинисты снимали с кафе «Стойло Пегаса», которое сделали своей эстрадной площадкой. Они добились привилегии функционировать до двух ночи (остальные увеселительные заведения закрывались много раньше) и богемная Москва, после вечерних спектаклей, стекалась на Тверскую, в «Стойло…»

Деньги шли если не рекой, то ручейком.

Бабки и слава Есенина (ЖЖ Угасшие звезды)

Жил Есенин в одной квартире с Мариенгофом. 

Тот писал:

«У нас три комнаты, экономка (Эмилия) в кружевном накрахмаленном фартучке и борзой пёс (Ирма). Кормит нас Эмилия рябчиками, глухарями, пломбирами, фруктовыми муссами, золотыми ромовыми бабами».

Деньги всегда представляли для Есенина фетиш, являясь не просто деньгами, а показателем жизненного успеха. Только при имажинистах достиг он желанного благополучия.

Получил он и славу, в «Стойло Пегаса» приходили именно на Есенина. Впервые у поэта появилась аудитория, искренне рукоплещущая.

Бабки и слава Есенина (ЖЖ Угасшие звезды)

ЕСЕНИН И МАРИЕНГОФ

Имажинисты ставили во главу поэзии образ, утаивая от зрителей важное обстоятельство – во главу жизни тоже. Мариенгоф сделался неотделимым от образа денди, законодателя мод, с усмешкой взирающего на толпу, говоря ужасные вещи. Жаль, что стихи Мариенгофа до его впечатляющего внешнего лоска не дотягивали.

 

Он кардинально сменил косоворотку на европейский костюм, надел пушкинский цилиндр и пустил с эстрады того же русачка-хулигана. 

Большинство выступлений Есенина сводилось к такому сценарию: Есенин хамит публике под свист и улюлюканье, а затем начинает читать, и народ покорен золотом его поэзии, исповедью метущейся души. Разительный поединок поэта с толпой, где поэт выигрывает. В период декларации самых авангардных творческих посылов, Есенин совершил рывок к простоте, пробуждая к себе любовь даже тех, кто никогда стихов не читал.

перетекло собственно в стихи. 

Об этом мы обязательно поговорим в следующий раз.