Наши партнеры |
Часть:
1
2
3
|
Есенин в фотографиях
С. А. Есенин с земляками (во втором ряду справа). 1909. с. Константиново.*
1. С. А. Есенин с земляками (во втором ряду справа). 1909. Константиново. — САЕ, вкл. между с. 16 и 17.
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ). Сохранился еще один оригинал (ГМЗЕ).
Датируется по свидетельству жительницы с. Константиново Марии Дмитриевны Воробьевой, со слов ее отца Д. А. Воробьева. Она же рассказала историю фотографии: «В то время протоиерей Казанской церкви <с. Константиново> отец Иван купил своему племяннику Клавдию Воронцову модную барскую игру — крокет. Клавдий был пареньком нежадным. В крокет перед церковью на лужайке играли многие соседские мальчишки, в том числе и мой отец. Вот их и снял фотограф, а вместе с ними, с ребятишками, всех тех, кто оказался поблизости…
…Первая женщина с ведрами на коромысле, в платке — Капитолина Ивановна Смирнова, дочь отца Ивана. Рядом с ней мальчонка — Ваня Исаев, погиб в Великую Отечественную. Из-за него, вот едва виден, выглядывает Саша Анастасьин. Как его жизнь сложилась — неизвестно. Паренек в фуражке — это Клавдий Воронцов, закадычный друг Сергея Есенина. Он умер в 1962 году в Москве. Черноволосая девушка в белом платьице — Настенька Воробьева. Рядом и чуть сзади в кепочке и темной рубашке Есенин. Справа от него стоит очень красивая девушка в нарядном сарафане. Это Александра Ивановна Северцева <Северова>, родственница Смирновых, из села Дединова. Дальше — Коля Коновалов. И самый маленький с крокетным молотком — Митя Воробьев, мой отец, ему здесь 8 или 9 лет. Это единственная фотография, на которой Есенин снят в Константиново». (Цит. по ст. Вл. Башкова «Родины свет вечерний» в журн. «Москва», 1985, № 6, с. 172).
Более точное описание лиц, изображенных на фотографии, дает А. Панфилов в кн. «Нинесе: Поиски, исследования, находки». (М., 1990, с. 108–109): «В центре, в кепке — Сергей Есенин, стоит на возвышении у края крокетной площадки. Перед ним с шаром и клюшкой для игры в крокет — дочь кузнеца — Настя Холопова, Анастасия Николаевна Воробьева. Слева — в лаптях, в перешитой паневе, с коромыслом, ряженная специально для фотографирования, — Капитолина Ивановна Смирнова, дочь отца Ивана; рядом с ней, по словам А. Н. Воробьевой (1968 г.), двоюродный брат Сергея — Илюша (Илья Иванович Есенин <…>), далее, в форменной фуражке, племянник отца Ивана — Клавдий Воронцов; справа от Насти — частая гостья Поповых <так в с. Константиново называли семью отца Ивана>, одна из двух дочерей священника из села Шехмино — Александра Ивановна Северова <…>; далее, — с клюшкой — Коля Коновалов. В некоторых изданиях <на полной фотографии> за Колей Коноваловым можно видеть его двоюродного брата Митю Воробьева, также с крокетной клюшкой».
С. А. Есенин (в третьем ряду третий справа) в группе учеников и преподавателей Спас-Клепиковской второклассной учительской школы. 1911.*
2. С. А. Есенин (в третьем ряду третий справа) в группе учеников и преподавателей Спас-Клепиковской второклассной учительской школы. 1911. — Gordon McVay. Esenin: A Life. Ann Arbor: Ardis, 1976, вкл. в блоке (на листе с другой фотографией) между с. 182 и 183.
Воспроизводится по оригиналу (ГМЗЕ). Другой оригинал в ГЛМ.
Датируется по воспоминаниям преподавателя словесности Спас-Клепиковской школы Е. М. Хитрова: «У нас был обычай: выпускной класс фотографировался вместе с учителями на память. У меня таких снимков много. Но нет фотографии выпуска 1912 года. Класс был недружный. Однако Есенин снялся с выпуском 1911 года, то есть за год до своего окончания» (Восп. -95, с. 58).
На снимке: Г. А. Панфилов — слева от Есенина; Е. М. Хитров — первый справа во втором ряду.
Выкадровка одного Есенина из этой групповой фотографии была опубликована в сб. «Я в песне отзовусь… Воспоминания. Размышления. Эссе. Стихи. Стихи о Сергее Есенине» (Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1989, с. 7).
С. А. Есенин (отмечен стрелкой) среди учеников Спас-Клепиковской второклассной учительской школы. 1911 (?).*
С. А. Есенин (отмечен крестиком) среди учеников Спас-Клепиковской второклассной учительской школы. 1911 (?). — Прокушев-63, с. 67.
Воспроизводится по оригиналу (собрание Ю. Л. Прокушева, г. Москва). Известны еще два оригинала этой фотографии (РГАЛИ, ф. 190, оп. 1, ед. хр. 96, и частное собрание, г. Москва).
Датируется предположительно, принимая во внимание воспоминания Е. М. Хитрова (см. № 2).
О других лицах, изображенных на фотографии, говорит сам Есенин в письме К. П. Воронцову от 10 мая 1912 г.: «Вот тебе наши спальни. Сидит в шляпе Тиранов, возле него, к завязанному, Лапочкин» (см. т. 6 наст. изд., с. 9).
С. А. Есенин. 1912.*
4. С. А. Есенин. 1912. — НС, 1995, № 9, с. 2 обл.
Воспроизводится по оригиналу (собрание Ю. А. Паркаева, г. Москва).
Датируется по надписи на фотографии. Дата проставлена рукой сестры поэта — Е. А. Есениной.
Историю фотоснимка рассказала ее дочь — Н. В. Есенина: «В мае 1912 года Сергей Есенин окончил второклассную учительскую школу в Спас-Клепиках и получил звание учителя школы грамоты <…>.
„Поэт“ — своего рода творческую декларацию.
Фотография с автографом бережно хранилась в семье Панфиловых в течение многих лет. После трагической гибели Сергея Есенина мой отец, Василий Федорович Наседкин, принял активное участие в сборе и изучении материалов, связанных с Сергеем Александровичем. Многое сохранила мама, родная сестра поэта, Екатерина Александровна Есенина. Среди материалов, найденных и привезенных отцом, было и стихотворение, написанное на обороте фотографии. Эту реликвию передал ему отец Гриши Панфилова, зная, что передает в надежные руки…» (Есенина Наталия. Неизвестные строки Есенина. — ЛР, 1993, 16 апр., № 15, с. 2).
Текст стихотворения «Поэт» см. в т. 4 наст. изд., с. 39.
С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой. 1912. Москва.*
5. — СЕФ, илл. № [7].
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ).
Датируется по первой публикации.
Фотограф — Григорий Александрович Чижов. Имя фотографа дано тиснением на паспарту фотографии.
*
6. С. А. Есенин. 1913. Москва. — Журн. «Огонек», М., 1926, № 5, 31 янв., с. 5 (под фотографией надпись: «Сергей Есенин в 1912 г. по окончании сельской школы»).
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ). Известны еще два оригинала (РГАЛИ и частное собрание, г. Москва).
«Москва 13.2.13») на обороте еще одного оригинала фотографии, посланной в Константиново священнику о. Ивану Смирнову с поздравлением по случаю дня ангела (см. наст. изд., т. 7, кн. 2). Это открытое письмо с поздравительным текстом хранится в частном собрании (г. Москва).
С. А. Есенин с отцом А. Н. Есениным и дядей И. Н. Есениным. 1913, июль, 13. Москва.*
7. С. А. Есенин с отцом А. Н. Есениным и дядей И. Н. Есениным. 1913, июль, 13. Москва. — СЕФ, илл. № [8].
Датируется по первой публикации.
Фотограф — Г. А. Чижов.
На снимке: С. А. Есенин — в середине; А. Н. Есенин — слева; И. Н. Есенин — справа.
С. А. Есенин. 1913.*
С. А. Есенин. 1913. — Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы 1912–1925. Проза 1915–1925, М.: Республика, 1995, илл. № [5] в блоке фотографий между с. 128 и 129.
Воспроизводится по оригиналу (ГМЗЕ).
Датируется по первой публикации фрагмента этой фотографии в кн. А. Есениной «Родное и близкое» (М.: Сов. Россия, изд. 2-е, доп., 1979, вкл. в блоке фотографий между с. 64 и 65).
*
9. С. А. Есенин. 1913 (?). — На с. 1 обл. кн.: Ю. Прокушев. Сергей Есенин: Литературные заметки о детстве и юности поэта. М.: Правда, 1960 (Б-ка «Огонек», № 16).
Воспроизводится по фотокопии.
С. А. Есенин. 1914, январь.*
10. С. А. Есенин. 1914, январь. — Лит. газ., 1945, 20 окт., № 44 (в ст. В. Перцова «Сергей Есенин»).
Известны еще два оригинала: фотооткрытка с письмом Есенина Г. Панфилову на обороте (РГАЛИ; текст письма см. в т. 6 наст. изд., с. 57–58); фотография с автографом стихотворения «Юность» на обороте, подаренная Полине Рович (частное собрание, г. Москва; текст стихотворения см. в т. 4 наст. изд., с. 67).
Датируется по надписи на обороте фотографии: «В лето 1914-ое января 10» (ИМЛИ). См. также т. 4 наст. изд., с. 352.
С. А. Есенин. 1914. Москва.*
11. — СЕФ, илл. № [9]. Воспроизводится по оригиналу (собрание Ю. Л. Прокушева, г. Москва).
Датируется по первой публикации.
С. А. Есенин (отмечен крестиком) на занятиях кружка самообразования работников типографии «Т-во И. Д. Сытина». 1914. Москва.*
12. «Т-во И. Д. Сытина». 1914. Москва. — Журн. «Огонек», М., 1963, № 22, с. 12 (в ст. Ю. Прокушева «Есенин в типографии Сытина»).
Воспроизводится по оригиналу (ГЛМ). Другой оригинал в собрании Ю. Л. Прокушева (г. Москва).
Датируется по сопоставлению с фотографиями № 11 и № 13.
На снимке: А. Р. Изряднова — первая справа во втором ряду.
Анна Романовна (1891–1946) — гражданская жена Есенина, мать его сына-первенца Юрия (Георгия).
С. А. Есенин в группе работников типографии «Т-во И. Д. Сытина» 1914. Москва.*
13. С. А. Есенин в группе работников типографии «Т-во И. Д. Сытина». 1914. Москва. — Юшин-66, с. 102; Коничев К. Русский самородок: Повесть о Сытине. Л.: Лениздат, 1966, вкл. между с. 240 и 241.
Воспроизводится по оригиналу — небольшой части групповой фотографии, обрезанной с правой стороны (ИМЛИ). Негатив фотографии хранится в ЦГАКФД (поврежден).
Датируется по надписи на фотографии (ИМЛИ; там же — штамп: «Музей Есенина»).
На снимке слева направо: Д. Н. Степанов, С. А. Есенин, Смирнов, И. И. Соколов — стоят; А. М. Демидов, Ф. П. Степанов, А. П. Улитина, О. И. Демидова — сидят; А. Р. Изряднова — сидит внизу.
С. А. Есенин с друзьями юности. 1914. Москва.*
С. А. Есенин с друзьями юности. 1914. Москва. — СЕФ, илл. № [10].
Воспроизводится по оригиналу (ГМЗЕ). Известны еще два оригинала фотографии (ГЛМ, ИМЛИ).
Датируется по надписи на обороте фотографии (ГМЗЕ): «К сему руку приложил Егорий Пылаев. Генваря 11 дня 1914 г. 9 ч. в.».
— И. Данилов.
Ошибочные название («Есенин рядом с ивановскими рабочими») и датировка («1915») даны в публикации М. Смирнова «Есенин рядом с ивановцами. По следам редкой фотографии» (газ. «Рабочий край», Иваново, 1986, 10 авг., № 184).
На фотографии рядом с Есениным предположительно Г. Н. Пылаев и В. Н. Наумов, московские знакомые поэта.
Фрагмент фотографии «С. А. Есенин с друзьями юности». 1914. Рязань.*
15. «С. А. Есенин с друзьями юности». 1914. Рязань. — Кр. нива, 1926, № 8, 21 февр., с. 19 (в ст. А. Цейтлина «На родине Сергея Есенина»).
Воспроизводится и датируется по оригиналу (ИМЛИ).
На обороте оригинала надпись: «Фотография Виктора Кувшинова существует более 30 лет. Рязань. 1914 г.». Скорее всего, была сделана фотопечать с выкадровкой с негатива фотографии № 14 в Рязани, в фотостудии В. Кувшинова.
С. А. Есенин, Н. И. Колоколов, И. Г. Филипченко. 1914–1915 (?).*
С. А. Есенин, Н. И. Колоколов, И. Г. Филипченко. 1914–1915 (?). — Журн. «Нева». Л., 1970, № 10, с. 197 (в статье А. Ломана, И. Ломан «Товарищи по чувствам, по перу…»).
Воспроизводится по оригиналу (частное собрание, г. Москва).
Известны еще два оригинала фотографии (собрание Ю. А. Паркаева, г. Москва, и АКФД).
«Петроград. Фотография Суворова. Суворовская площадь, дом 7».
Датируется предположительно 1914–1915 гг. с учетом надписи на паспарту (о ней см. ниже) и времени встреч Есенина с друзьями по университету им. А. Л. Шанявского, изображенными на фотографии вместе с ним.
Фотография, хранящаяся в АКФД, датирована рукой неустановленного лица 1914 г., но документальных данных о пребывании Есенина (да еще вместе с московскими знакомыми) в Петрограде в 1914 г. нет. Скорее всего, филиал фотографии Суворова имелся в Москве, где снимки наклеивались на такое же фирменное петроградское паспарту.
Дата и место съемки подлежат дальнейшему уточнению.
С. А. Есенин, Рюрик Ивнев, В. С. Чернявский. 1915, март. Петроград.*
С. А. Есенин, Рюрик Ивнев, В. С. Чернявский. 1915, март. Петроград. — Сергей Есенин. Словесных рек кипение и шорох: Стихи и поэмы / Сост. А. П. Ломан и Н. И. Хомчук. Л.: Лениздат, 1965, вкл. между с. 64 и 65; газ. «Вечерний Ленинград», 1965, 2 окт., № 233 (в статье А. Ломана, Н. Хомчук «Новое о Сергее Есенине»).
Воспроизводится по оригиналу (ГЛМ). Другой оригинал хранится в ИРЛИ.
Датируется по воспоминаниям В. С. Чернявского: «В конце марта <1915 г.> он <Есенин> снялся с двумя спутниками в плохой уличной фотографии. Крайне типичный снимок: в пиджаке на нескладно торчащей рубахе, но уже в новой фетровой шляпе того фасона, которому он не изменил и в Париже, Сергей вышел на карточке „разбойным и веселым“ парнишкой с чертами хулигана. Та пастушья нежность, которой все восхищались, не нашла здесь отражения» (Восп. -95, с. 111).
«Вл. Чернявский, Рюрик Ивнев и Сергей Есенин».
С. А. Есенин, А. А. Добровольский. 1915, март-апрель. Петроград.*
18. С. А. Есенин, А. А. Добровольский. 1915, март-апрель. Петроград. — RLT, 1979, № 16, p. [289], [илл. № 1]. Публикатор Г. Маквей указал, что рядом с Есениным — «неизвестный» (там же, р. 285).
Датируется 1915 г. — годом встречи Есенина и А. А. Добровольского (сохранилось письмо поэта А. А. Добровольскому от 11 мая 1915 г., см. т. 6 наст. изд., с. 69–70).
До недавнего времени во многих изданиях фотография воспроизводилась фрагментарно — только один фотопортрет Есенина (Есенин 4 (1962, 1967); сб. «На родине Есенина», М., 1982, и т. д.). В других публикациях ошибочно указывалось, что на фотографии рядом с Есениным изображен Л. И. Каннегисер — см., напр., ЛР, 1990, 12 окт., № 41, с. 10 (в ст. Ю. Юшкина «Неразливные друзья: История одной фотографии»); Письма, вкл. в блоке фотографий между с. 128 и 129.
Среди фотоснимков, собранных для музея Есенина в 1926–1927 гг. С. А. Толстой-Есениной, была фотография «Сергей Есенин и Тришатов» (А. Тришатов — псевдоним А. А. Добровольского). Эта фотография и сохранилась.
С. А. Есенин, С. М. Городецкий. 1915, март-апрель. Петроград.*
С. А. Есенин, С. М. Городецкий. 1915, март-апрель. Петроград. — САЕ, вкл. между с. 2 обл. и титул. л. (фотография ошибочно датирована: «1916 г.»).
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ).
В ИРЛИ сохранилась эта же фотография с позднейшей пометой Н. А. Клюева: «Это Сергей Есенин с Городецким в год 15-й, когда им весело жилось и ложно чувствовалось. Николай Клюев» (Ломан А., Хомчук Н. Год 1915-й — год 1924-й. — МГ, 1965, № 10, с. 147). Кроме двух указанных оригиналов, известен еще один (ГЛМ).
«Карточка наша с тобой отличная. Завтра отправлю тебе непременно» (Письма, 200).
Фотограф — М. П. Мурашев. Это устанавливается из воспоминаний С. М. Городецкого: «Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его <Есенина> лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос — которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, — синеглазый. Таким я его нарисовал в первые же дни и повесил рядом с моим любимым тогда Аполлоном Пурталесским, а дальше над шкафом висел мной же нарисованный страшный портрет Клюева. Оба портрета пропали вместе с моим архивом, но портрет Есенина можно разглядеть на фотографии Мурашева» (Восп. -95, с. 87).
С. А. Есенин. 1915.*
20. С. А. Есенин. 1915. — Сб. «Сергей Есенин: исследования, мемуары, выступления», М.: Просвещение, 1967, вкл. между с. 48 и 49 (фрагмент). Полностью — RLT, 1974, № 8, p. 409 и p. 411 (илл. № 2); публ. Г. Маквея.
Воспроизводится по фотокопии. Местонахождение оригинала неизвестно.
Датируется по первой публикации.
С. А. Есенин, Н. А. Клюев. 1916.*
21. — Журн. «На рубеже», Петрозаводск, 1964, № 4, с. 112 (в ст. В. Рунова «Новое о Николае Клюеве: Фото из архива Г. Якобсон»).
Воспроизводится по оригиналу (ГЛМ).
Местонахождение оригинала из архива Г. В. Якобсон в настоящее время неизвестно.
Датируется временем совместных выступлений двух поэтов на литературных вечерах до призыва Есенина на воинскую службу.
— портрет одного Есенина — публиковалась: ЛР, 1965, 1 окт., № 40, с. 10 («Навстречу 70-летию поэта»).
С. А. Есенин. 1916. Петроград.*
22. С. А. Есенин. 1916. Петроград. — Николай Клюев и П. Н. Медведев. Сергей Есенин. Л.: Прибой, 1927, вкл. между с. 18 и 19 (фото и факсимиле дарственной надписи Н. А. Клюеву с датой: «1916 г. 30 марта»).
«1916 г. 15 марта».
Публиковавшаяся в 1927 г. фотография Есенина хранится ныне в ИРЛИ. Кроме этих двух оригиналов, известен третий с дарственной надписью П. И. Карпову (ГЛМ).
Датируется по надписям на фотографиях.
Тексты дарственных надписей Н. А. Клюеву и П. И. Карпову см. в наст. изд., т. 7, кн. 1, с. 42 и 43. Текст стихотворного обращения к М. П. Мурашеву — т. 4 наст. изд., с. 130.
С. А. Есенин, М. П. Мурашев. 1916, апрель. Петроград.*
С. А. Есенин, М. П. Мурашев. 1916, апрель. Петроград. — САЕ, вкл. между с. 56 и 57.
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ).
Датируется по воспоминаниям М. П. Мурашева:
«Когда вышел сборник „Страда“ <до 26 апр. 1916 г.>, принесли пробные экземпляры. Есенин принялся мне читать стихотворение Клюева. Воспроизводимая фотография и снята в тот момент, когда Есенин читал строки: „Шесток для кота, что амбар для попа, к нему не заглохнет кошачья тропа. Зола, как перина, лежи-почивай: приснятся снетки, просяной каравай“.
— Олонецкий знахарь (Клюев) хорошо знает деревню, — сказал Есенин» (САЕ, с. 51–52).
Сохранилось еще два фрагмента оригинала — фотопортреты одного Есенина: а) частное собрание, г. Москва; б) РНБ, отдел эстампов, с дарственной надписью Есенина К. К. Владимирову (см. наст. изд., т. 7, кн. 1, с. 44).
Выкадровку из этой фотографии (свой портрет в круге) С. Есенин подарил З. Н. Райх с дарственной надписью (фото и факсимиле надписи см.: Ройзман, вкл. между с. 128 и 129, илл. № [7]). Выкадровка с надписью хранилась у сына поэта К. С. Есенина (г. Москва). Местонахождение ее в настоящее время неизвестно.
С. А. Есенин (на переднем плане) среди персонала полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. 1916, июнь. Черновцы.*
С. А. Есенин (на переднем плане) среди персонала полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. 1916, июнь. Черновцы. — Сергей Есенин: [Избранное] / Сост. Е. А. Есенина и А. А. Есенина. Подг. текста Ю. Л. Прокушева, М.: Моск. рабочий, 1958, вкл. между с. 208 и 209 (фрагмент). Полностью фотография опубликована: RLT, 1974, № 8, р. 412 (илл. № 3); публ. Г. Маквея.
Воспроизводится по оригиналу (ГЛМ).
Часть оригинала — фрагмент фотографии с изображением Есенина и рядом с ним находившихся сослуживцев — хранится в ИМЛИ.
Датируется по надписи на фотографии (ИМЛИ) и по тексту приказа № 159 от 7 июня 1916 г., ст. Новосельцы <рядом с г. Черновцы>, по полевому Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143 имени ее императорского величества государыни императрицы Александры Феодоровны (сб. «Радуница», М., 1991, № 3, с. 29).
Фотограф — Александр Функ. Имя фотографа названо Л. Кушариной (женой Ю. Д. Ломана) в статье «В Федоровском городке»: «Кинооператор Шишмарев и фотограф А. Функ, работавшие до мобилизации в армию в известной петроградской фотографии <К. К.> Булл<ы>, создавали фотолетопись деятельности служб Федоровского городка — явление в то время весьма редкое. Кстати, фотография „С. А. Есенин среди персонала военно-санитарного поезда № 143 на станции Черновцы“ предназначалась для летописи» (газ. «Вечерний Ленинград», 1975, 9 окт., № 238).
На обороте фрагмента фотографии (ИМЛИ) надпись рукой неустановленного лица: «Сергей Есенин среди санитаров военно-санитарного поезда № 143 (попечительства императрицы Марии <так!> Федоровны) при поездке на Юго-Западный фронт. Черновцы. 1-й слева во 2-м ряду — капитан <на самом деле прапорщик> Воронин (начальник <точнее — комендант> поезда); позади Есенина — санитар Самсонов (бывший денщик Воейкова — коменданта Царского Села); в последнем ряду слева (неполный снимок) — врач поезда Сенизерский <правильно — Синозерский> [1916 г.]».
С. А. Есенин среди обслуживающего персонала лазарета № 17 для раненых воинов. 1916. Царское Село.*
С. А. Есенин среди обслуживающего персонала лазарета № 17 для раненых воинов. 1916. Царское Село. — Газ. «Автограф». М., 1995, 24 сент. — 4 окт., № 8, с. 8 (в статье В. Кузнецовой «Иконография Сергея Есенина»).
Воспроизводится по оригиналу (АКФД).
Датируется временем службы Есенина санитаром в лазарете № 17 для раненых воинов их императорских высочеств великих княжен Марии Николаевны, Анастасии Николаевны при Феодоровском Государевом соборе в Царском Селе.
24).
Фотоснимок впервые был использован в документальном фильме «Тебе одной плету венок…», снятом в Ленинграде в 1990 г. Ранее публиковался лишь фрагмент фотографии — портрет одного Есенина в статье А. Ломана и И. Ломан «Товарищи по чувствам, по перу…» (журн. «Нева», Л., 1970, № 10, с. 200).
С. А. Есенин, А. А. Ганин. 1916, июль, 18. Вологда.*
26. С. А. Есенин, А. А. Ганин. 1916, июль, 18. Вологда. — Красная газета, веч. вып., Л., 1925, 31 дек., № 316, с. 5 (фрагмент снимка — портрет одного Есенина — в подборке материалов «Памяти Есенина»); полностью — ЛР, 1982, 8 окт., № 41, с. 4 (в статье Ю. Юшкина «Есенин в Вологде»).
Воспроизводится по фотокопии.
Датируется по дневниковой записи С. В. Клыпина: «В 1916 г. в моей записной книжке значится: 18 июля ко мне пришел в типографию, заведующим которой я был, наш вологжанин поэт Алексей Ганин и представил какого-то поэта Есенина. <…> я заснял Есенина, не подозревая, что этот Есенин будет громадным поэтом» (из письма С. В. Клыпина Ю. Л. Прокушеву от 23 янв. 1962 г.; собрание адресата). Эту же дату указывает Н. Парфенов в статье «Сергей Есенин в Вологде» (журн. «Нева». Л., 1967, № 2, с. 218).
Фотограф — Клыпин –1967), типографский служащий.
С. А. Есенин, Н. А. Клюев. 1916. Петроград.*
27. С. А. Есенин, Н. А. Клюев. 1916. Петроград. — Николай Клюев и П. Н. Медведев. Сергей Есенин. Л.: Прибой, 1927, вкл. между тит. л. и авантитулом.
Датируется по первой публикации. Е. А. Есенина в изданном ею фотоальбоме «Сергей Есенин» (М., 1928) тоже датирует эту фотографию 1916 г.
С. А. Есенин, М. З. Перетц, Л. И. Кашина, Е. Е. Кондратьева. Г. Л. Бальмонт, Г. А. Кожевников. 1918, октябрь. Москва.*
28. С. А. Есенин, М. З. Перетц, Л. И. Кашина, Е. Е. Кондратьева, Г. Л. Бальмонт, Г. А. Кожевников. 1918, октябрь (?). Москва. — RLT, 1974, № 8, p. 414 (илл. № 5); публ. Г. Маквея.
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ). Сохранилось еще два оригинала (ГМЗЕ, РГАЛИ).
Датируется согласно помете С. А. Толстой-Есениной на обороте снимка (ИМЛИ):
«Окт. (?) 1918 г.
Макс Зеликович Перетц
Ел. Еф. Кондратьева
Глаф. Льв. Бальмонт
Проф. Кожевников
В доме Кашиной».
«В гостях у Кашиной.
Лидия Ивановна Кашина.
Я — Гроня, Бальмонт Глафира Львовна
Перетц Макс Зеликович
Кондратьева Елена Ефимовна».
На снимке: М. З. Перетц, Л. И. Кашина, Е. Е. Кондратьева, Г. Л. Бальмонт, С. А. Есенин, проф. Г. А. Кожевников.
Кожевников Григорий Александрович (1866–1933), профессор, директор Зоологического музея при Московском университете.
Глафира Львовна, Кондратьева Елена Ефимовна и Перетц — знакомые Кашиной.
С. А. Есенин. 1918. Москва.*
29. С. А. Есенин. 1918, осень. Москва. — Газ. «На страже», М., 1991, 28 сент., № 75 (в ст. Э. Хлысталова «История одной фотографии»).
Датируется по сопоставлению с фотографией № 30.
Э. Хлысталов писал: «Фотография долгое время хранилась в семье Разгуляевых <Александр Иванович Разгуляев (1902–1961) — сводный брат Сергея Есенина>. В сентябре 1925 года Александр зашел к Анне Изрядновой <…>.
— Это, — сказала она, — Сергей приказал передать тебе.
И она протянула фотокарточку юного Есенина. Лучшую из всех известных фотографий. Отдавала с сожалением, но для нее слово Сергея было законом».