Херувим с ножом за пазухой (ЖЖ "Угасшие звезды")

https: //ygashae-zvezdu.livejournal.com

ХЕРУВИМ С НОЖОМ ЗА ПАЗУХОЙ

Херувим с ножом за пазухой (ЖЖ Угасшие звезды)

В своем разговоре о Есенине мы остановились на том, что к 1917 году Сергей Александрович отработал маску херувимного отрока и, в результате заигрывания с монархией, вошел в конфликт с питерским поэтическим бомондом. Георгий Иванов, прямо заявлял, что не случись революции, перед Есениным бы закрылись двери ведущих издательств. 

Так ли это?

Первый сборник Есенина назывался «Радуница» и вызвал массу благожелательных откликов. Что, прежде всего, бросается в глаза?

Есть такое понятие «лирический герой». Так вот, лирический герой «Радуницы» крестьянин весьма условный. Это скорее созерцатель. Сестра Есенина вспоминала, что мама ее приучала к труду, а вот старшего братика работа ручками миновала. Понятно как это произошло: до девяти лет мама Сергея вообще не воспитывала, а потом из него начали лепить «умного». Сергей много время проводил вне Константинова, выбираясь из школы только на каникулы. Соответственно, его щадили, не нагружая работой. Сестра так и запомнила брата, либо гуляющим, либо пишущим. Единственное, - Есенин с удовольствием ездил на покос и ловил рыбу. 

Но лирический герой Есенина созерцатель не городской, он плоть от плоти этой земли. И видит он то, что другим недоступно.

Херувим с ножом за пазухой (ЖЖ Угасшие звезды)

О религиозности Есенина мы еще поговорим, пока же обратим внимание на следующее: Христос, апостолы, Богоматерь для него атрибуты природного мира, а не церковного. Они здесь, с нами рядышком ходят. 

Вот одно из программных стихотворений поэта:  

Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.
Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов.
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.

Ну и вообще:  

Троицыно утро, утренний канон.
В рощах по березкам веселый перезвон. 
...
Закадили дымом под росою рощи…
В сердце почивают тишина и мощи.
...
И вызванивают в четки 
Ивы кротки монашки.

Эта особенность Есенина предельно приближать небесное к земному, делать его если не обыденным, то вполне доступным, поразила духоборца Клюева; усвоившего уроки панславизма по книжкам Городецкого; запутавшегося в исканиях русского абсолюта Блока. 

Стихи Есенина приняли на «ура». Проблема была в слащавом образе херувима, который Сергей Александрович с подачи Клюева начал педалировать. 

Херувим с ножом за пазухой (ЖЖ Угасшие звезды)

ЕСЕНИН И КЛЮЕВ

Принято считать, что Есенина сразу и безоговорочно начали зацеловывать. В первые месяцы так и было. А дальше… Вот что пишет Георгий Адамович:

«Блок молчал, Сологуб отделался несколькими едкими и пренебрежительными замечаниями. Гумилев сразу заявил, что Есенин, «как дважды два, ясен, и как дважды два, неинтересен», — и демонстративно принимался разговаривать, когда тот читал стихи. Ахматова улыбалась, как будто одобрительно, — но с таким же ледяным, светски-любезным равнодушием, как слушала всех, даже Городецкого, стихи которого терпеть не могла. Кузмин пожимал плечами. Что же касается Гиппиус, то о встрече с ней рассказал сам Есенин. Увидев у себя в гостиной юного поэта в валенках, Гиппиус подняла лорнет, наклонилась и изобразила на лице самое непритворное любопытство:

— Что это на вас… за гетры такие?

Надо сказать, что раздражали в Есенине именно «гетры», — то есть его наряд и общая нарядность его стихов. Трудно было принять это всерьез. Клюева всерьез принимали, — но за Клюевым все чувствовали какую-то сложную и темную душу, «олонецкую», как говорил он сам, лесную, дремучую, полу-монашескую, полу-разбойничью. Клюев был на редкость умным человеком, — и паясничал он так грубо, так откровенно, что на его «гетры» не стоило и обращать внимания. Есенин был проще, и, казалось, за пастушьим, наивносусальным обликом у него нет ничего». 

в стихотворении, первоначально называвшемся «Инок», строчка «Пойду в скуфье смиренным иноком…» продолжилась «Иль белобрысым босяком». 

Постепенно, исподволь, херувим начал бунтовать, показывая обратную сторону смирения, - хулиганство.

Херувим с ножом за пазухой (ЖЖ Угасшие звезды)

Уже в 1915 Есенин пишет стихотворение «В том краю, где желтая крапива…» с его зловещим мотивом:  

Я одну мечту, скрывая, нежу,
       Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
       Под осенний свист.
И меня по ветряному свею,
       По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
       Полюбить тоску.
И когда с улыбкой мимоходом
       Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
       Прожитой мой путь.

Главное же стихотворение, утверждающее образ плохо заканчивающего бродяги и вора появилось в 1916. 

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам.
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
Наточит нож за голенище.
Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.
И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Херувим с ножом за пазухой (ЖЖ Угасшие звезды)

Как видим, принесшую ему славу кабацкую удаль Есенин был готов протранслировать до революции. 

Но только революция дала ему масштаб, освободив от необходимости учитывать мнения салонов Гиппиус, резоны Миколая Клюева и директивы Ломана.

Думаю, не будь революции, Есенина ждал бунт по церковной части. 

А дальше? Эмиграция? Каталажка? Возможно. Но скорее всего, уход в подполье, запретные издания, Москва кабацкая и, как следствие, смерть не в тридцать, а раньше. И не от петли, просто бы спился от разочарований.

 

Революция, отменив старый мир, позволив все начать с нуля, дала Есенину перспективу стать первым поэтом, о чем он страстно мечтал.

Правда, соответствовать пришлось предельно быстро, в спину дышали спешащие к разделу нового пирога славы товарищи.

В спешке, в сплошном дыму Есенин допустил ошибку куда трагичнее и тяжелее, нежели чтения стишков перед царской фамилией. Может быть, главную в жизни ошибку.

Но об этом мы поговорим в следующий раз. 

Раздел сайта: