Летопись жизни и творчества Есенина.
1910

1910

Январь, до 8. Есенин возвращается в Спас-Клепики из Константинова для продолжения учебы.

Дата определяется на основе п. 46 «Правил для второклассной школы» (ЦВ, 1908, № 39, 27 сент., с. 303).

Январь, 23. «после тяжкой и продолжительной болезни» в губернской земской больнице протоиерея села Спас-Клепики, заведующего и законоучителя второклассной школы Василия Афанасьевича Динариева — учителя Есенина.

РВ, 1910, 25 янв., № 23.

Январь (?). Есенин самовольно покидает школу и приезжает в Константиново, но вскоре вновь отправляется в Спас-Клепики.

«Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним верст пешком.

».

Есенин, VII (1), 11—12.

«Вскоре после каникул Сергей приехал с нашими мужиками обратно. Сначала он сказал, что распустили всю школу, а на другой день заявил матери, что больше учиться не будет.

Мать очень перепугалась: как отец на это посмотрит? Они долго думали и наконец решили написать обо всем отцу. Сергей с надеждой, что скоро вернется, поехал в школу».

Е. А. Есенина — Восп., 1, 35—36.

Начало пасхальных каникул в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе.

Дата определяется на основе п. 46 «Правил для второклассной школы» (ЦВ, 1908, № 39, 27 сент., с. 303).

Апрель, не ранее 10. Есенин выезжает из Спас-Клепиков в Константиново.

Возвращается в Спас-Клепики для продолжения учебы в школе.

Дата определяется на основе п. 46 «Правил для второклассной школы» (ЦВ, 1908, № 39, 27 сент., с. 303).

Май, 10—11. Есенин вместе с учителями и другими учащимися празднует день памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла.

— 4 апр. 1901 г. за № 1148.

Праздник с освобождением учащихся от занятий проводился, «дабы закрепить в юных сердцах учащихся в духовно-учебных заведениях и церковных школах <...> благоговейное и признательное воспоминание великих подвигов святых Мефодия и Кирилла, положивших начало христианскому просвещению народа нашего и тем завещавших пастырям церковным и учителям школьным распространение народного просвещения в духе святой Православной Церкви» (ЦВ, 1901, № 15, 14 апр., с. 85). Праздник начинался 10 мая вечером, когда проходило «в церкви при духовно-учебном заведении или местной приходской торжественное всенощное бдение с чтением, по желанию, акафиста святым Мефодию и Кириллу; 11 мая <совершали> божественную литургию и после оной молебен святым Мефодию и Кириллу, причем учащиеся во время означенных богослужений принимают участие в чтении и пении; в послеобеденное время в духовно-учебных заведениях предоставляется назначать торжественные собрания, с чтением учащими записок о великих подвигах, подъятых святыми братьями Мефодием и Кириллом во благо всех словенских народов, и приличествующими торжеству песнопениями» (там же, с. 85—86).

«Праздник. Обедня кончилась. У церкви толпа народа. С колокольни льется ласковый звон колоколов. На паперти показываются „богоносцы“. Ныне это все школьники. Богоносцы спускаются с высоких приступок. Идут священнослужащие в облачениях, идут певчие, идут школьники: юноши, дети, девочки. Крестный ход движется к второклассной школе. <...>

Школьники трогательно поют тропарь св. братьям. Звуки колоколов то стихают, будто уносясь куда-то в незримую даль, то слышатся совсем над головой. <...>

Красивое здание школы <...> Толпа школьников вслед за хоругвями скучивается и поднимается по парадным ступеням. Пение становится глуше в тесном для толпы коридоре. Иконы размещаются вдоль стен <...> хоругвям тесно — они наклонились над столом, покрытым белой чистой скатертью. На столе крест, Евангелие, сосуд для воды и кропило. Начинается молебен святым первоучителям с водосвятием. Дети, набожно опустив головы, слушают Евангелие. Священник отчетливо произносит каждое слово. Благодатное слово проникает в сердце, успокаивает его, вносит животворную теплоту в каждую душу. Ученики с благоговением целуют святое Евангелие и крест, подставляя свои головы под кропило. Святая вода живит всех».

«Народное образование», 1904, № 2, февр., с. 153—154.

Май, после 26 — июнь, до 15. Есенин успешно выдерживает переводные испытания во второклассной школе.

«49. <...> советом школы производятся <...> в конце учебного года — с 26 мая переводные и выпускные испытания учащихся.

<...> 51. Поведение и успехи учащихся оцениваются по пятибалльной системе (5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, 2 — неудовлетворительно, 1 — слабо)» (из «Правил для второклассной школы» — ЦВ, 1908, № 39, 27 сент., с. 303).

— по 4 часа еженедельно (вел занятия по этим предметам священник), церковным пением — по 3 часа, русским языком — по 6 часов, чистописанием — по 2 часа (последние два предмета вел Е. М. Хитров), церковно-славянским языком — по 2 часа, географией с сообщением сведений о предметах и явлениях природы — по 3 часа, арифметикой, геометрическим черчением и рисованием — по 4 часа. Возможно, проводились и другие занятия.

ЦВ, 1902, № 50, 14 дек., офиц. отд., с. 381.

Июнь, не ранее 15. После окончания занятий и сдачи переводных испытаний Есенин выезжает в Константиново на летние каникулы.

Время начала каникул определяется на основе п. 46 «Правил для второклассной школы» (ЦВ, 1908, № 39, 27 сент., с. 303).

— Август. Есенин проводит время в родном селе на каникулах.

«Уличная же моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2—3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду, руками, или выводками утят.

После, когда я возвращался, мне частенько влетало».

Есенин, VII (1), 14—15.

«Когда он <Есенин> в летнее время приезжал на каникулы, то увлекался ловлей руками из нор в Оке раков и линей. В этом он отличался смелостью, ловил преимущественно в глубине, где никто не ловил, и всегда налавливал больше всех. В жаркое летнее время он просиживал в воде целыми днями. Не меньше чем этим он увлекался ловлей утят руками. За это ему один раз чуть было не попало от помещика Кулакова. Однажды пошли мы с ним ловить утят, как вдруг появились сын помещика и управляющий. Они бросились за ним, а Сергей в это время только поймал утенка и не хотел отдавать его им. Пришлось нам с ним голыми бежать по лугу, чтобы скрыться. Бывали и такие случаи, когда ребята ловят утят и никак не поймают, а он разденется, кинется в воду, и утенок его. За это ему от ребят попадало».

К. П. Воронцов — Восп., 1, 127.

«Припоминаю, что по внешнему виду Есенин тогда мало чем отличался от прочих константиновских ребят. Ходил он обычно в белой длинной рубахе с открытым воротом. Кепку носить не любил. В руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга. Это последнее обстоятельство выделяло его среди сверстников».

С. Н. Соколов — Восп., 1, 135.

Июнь, не позднее (?). «Милый друг, не рыдай...».

«Учась уже во второклассной школе, Сергей стал, как говорится, сочинять стихи, но не опубликовывал их. Мне в то время его стихи нравились, и я просил лишь его, чтобы он писал. Наприм<ер>, помню такой стих:

Милый друг, не рыдай,
Не роняй слез из глаз
И душой не страдай:
».

К. П. Воронцов — Есенин, IV, 487, 499.

Датируется с учетом сообщения мемуариста, что Есенин учится во второклассной школе. Следовательно, можно предположить, что стихотворение написано до встречи друзей летом 1910 или 1911 г. во время каникул. В Есенин IV, где дается иная датировка (<1907—1908>), обоснование предлагаемой составителями даты отсутствует.

См. также: Скороходов, 197—198.

«Намерения и способности Есенина писать стихи ничуть не возвышали его в наших глазах, а его заносчивость при оценке своего таланта и его постоянные разговоры о своих стихах казались нам скучными, хотя все это было результатом его сильнейшего стремления поскорее и побольше получить какие-либо сведения по литературе вообще и мнение о его стихах — в особенности».

— Прокушев-63, 77.

Август, конец. Есенин выезжает из Константинова и возвращается в Спас-Клепики для продолжения учебы.

Сентябрь, 1.

Сентябрь — 1911, май, до 26. Учеба Есенина в школе.

«Отличительною особенностью его <Есенина> характера было — жизнерадостность, веселость и даже какая-то излишняя смешливость и легкомыслие. Усидчивостью и аккуратностью в исполнении школьных работ не отличался, а постоянными разговорами и смехом среди урока вызывал часто неудовольствие и порицания. Но обижаться на него было нельзя. Шутки его были невинны, к тому же всякое порицание он обезоруживал чистосердечным раскаянием и общею мягкостью и нежностью своего характера. Вдобавок в искупление своей вины — глядь, уже несет какое-нибудь свое стихотворение на просмотр».

Е. М. Хитров — Восп., 1, 139.

«Потом, во второй и третий год занятий, стало ясно, что голубоглазый, подвижной, как ртуть, весельчак Есенин не просто „сочиняет“ стихи (это со многими случается в юности), а обладает незаурядным поэтическим дарованием».

В. А. Гусев — Прокушев-63, 75.

«Есенин в первом классе учился хорошо, но потом несколько хуже. Все свое время он посвящал написанию стихов, а иногда, поспорив с кем-нибудь, он тут же писал на этого человека эпиграмму. Характером был очень вспыльчивым, мог очень быстро обидеться, но все забывал. Был всегда веселый, озорной, дружил в классе с Лапочкиным Иваном».

К. С. Марушкин — ГМЗЕ.

«Родители учеников, желая повидаться со своими детьми, обычно приноравливали поездки к базарным дням. В такие дни наши ученики один за другим отпрашивались „на базар“, то есть повидаться с родственниками. Есенин, приезжал ли кто к нему или не приезжал, непременно шел на базар и там пропадал надолго».

— Восп., 1, 141.

«Началом семейной переписки можно считать время, когда Сергей Есенин стал учиться в Спас-Клепиках во второклассной учительской школе. <...> Наверное, ко времени учебы <...> и относятся его первые письма к родителям, но они пока не найдены, а может быть, и вообще не сохранились».

Н. В. Есенина — В семье родной, 11—12.

Осень (?). Есенин завязывает дружеские отношения с одним из учащихся Спас-Клепиковской второклассной учительской школы — Г. А. Панфиловым.

«Есенин дружил с Гришей Панфиловым, семейство которого жило в Спас-Клепиках, по вечерам Есенин часто заходил к ним».

Знышев В. В. Воспоминания о Сергее Есенине: Рукопись (ГМЗЕ).

«Родители Панфилова жили в Спас-Клепиках. Отец его служил приказчиком у местного купца-лесопромышленника. В просторном, уютном панфиловском доме часто собирались сверстники Гриши, которым надоедал казенный дух интерната. В свободное от занятий время Есенин стал бывать в доме своего друга, а иногда даже оставался там ночевать. Е. М. Хитров хорошо знал отца Панфилова, относился к этой семье с уважением и охотно разрешал Есенину уходить из интерната к ним домой. <...> Заботливо и отзывчиво относилась к друзьям и товарищам сына мать Гриши — Марфа Никитична Панфилова». Она вспоминает: «Из школьных товарищей сына я особенно полюбила Сережу Есенина. Может, потому, что видела, как он тоскует по дому, по материнской ласке. Вот и жалела его, как родного. Гриша был постарше Есенина. В доме у нас всегда было полно молодежи — товарищей Гриши. Чаще других, кроме Сережи Есенина, приходили Митя Пыриков, Анна Шилина, Гриша Черняев. Зимними вечерами засиживались они допоздна. Пели, играли, танцевали, а иногда сидели тихо, кто-либо читал, другие слушали, потом начинали беседовать между собой, горячо убеждать в чем-то друг друга».

Прокушев-63, 84.

«Наступление весны».

Это первое известное на сегодняшний день произведение Есенина, имеющее точную дату («1 декабря»). Год события устанавливается (Есенин, VII (2), 34) на основании письма Есенина Г. А. Панфилову (см.: после 20 июня 1911), где упоминается название этого стихотворения и указывается, что оно уничтожено. Тем не менее, его текст (наряду с несколькими другими стихами Есенина: см. о них след. записи) все же сохранился (в одной из тетрадей, принадлежавших Г. А. Панфилову).

О судьбе тетрадей с записями стихов Есенина рассказала его племянница Н. В. Есенина:

«От мамы <Е. А. Есениной> мне было известно, что после смерти Есенина мой отец В. Ф. Наседкин стал собирать все материалы, относящиеся к творчеству поэта. В частности, он поехал к отцу Гриши Панфилова, который любезно передал ему все имеющиеся у него материалы, связанные с именем Есенина, в т. ч. и три тетради Гриши. В них тот записывал понравившиеся ему стихи Некрасова, Кольцова, Надсона, Никитина и др., а также давал своему другу Сергею вписывать его стихи. Эти тетради хранились в доме моих родителей вплоть до ареста мамы в 1938 г.

Перед арестом мама сумела спрятать эти тетради, а после выхода из Бутырской тюрьмы увезла их в Константиново, в дом бабушки».

Декабрь, 2. «Осень» («Осень! Небо тучно...»).

Есенин, VII (2), 8, 34.

Декабрь, 4. «Зима».

См. Приложение.

Декабрь, 8. Создано стихотворение Есенина «К друзьям».

См. Приложение.

Декабрь, не ранее 21. Есенин выезжает на рождественские каникулы из Спас-Клепиков в Константиново.

«Правил для второклассной школы» (ЦВ, 1908, № 39, 27 сент., с. 303).

1910. «Вот уж вечер. Роса...»; «Там, где капустные грядки...»; «Поет зима — аукает...» (см.: февр. 1914); «Подражанье песне»; «Выткался на озере алый свет зари...» (см.: март 1915); «Дымом половодье...»; «Сыплет черемуха снегом...»; «Калики» осенью 1925 г. в наборном экземпляре своего собрания стихотворений.

Собр. ст., 1.

О датировке ранних стихов Есенина см. также: Есенин, I, 403—432.

«Стихов в то время у него было много».

К. П. Воронцов — Восп., 1, 127.

«По словам Есенина, это его первые стихи <„Вот уж вечер. Роса...“, „Там, где капустные грядки...“>. Считая их слабыми, он не хотел включать их в „Собрание <стихотворений>“. Согласился напечатать стихи только благодаря просьбе своих близких. Текст был продиктован им. Дата проставлена по его указанию».

С. А. Толстая-Есенина — Восп., 2, 260.

Есенин пишет стихотворение «Белогривый поп Гаврила...».

В середине 1950-х гг. Н. А. Сардановский напишет: «В начале своей деятельности он <Есенин> сделал, кажется, одну попытку написать комическое стихотворение. Я помню его первые строки:



Попадья его бранила,
А он, леший, приставал...

Ничего остроумного в этом стихотворении не получилось, хотя Сергей почему-то думал обратное».

Полный текст стихотворения неизвестен.

1910—1912. Татьяна Федоровна Есенина выезжает из Константинова в Москву, бывает у мужа.

«Мать наша, приезжая к отцу в гости, часто стирала белье, мыла полы, прибирала в доме у хозяйки. В уплату за труды ей часто давали всякие детские обноски, и так как купеческие дети были постарше меня, то эти обноски шли мне».

— Восп., 1, 72.

Раздел сайта: