Летопись жизни и творчества Есенина.
1916 Апрель

Апрель, 1. В помещении студенческого журнала «Вешние воды» (Фонтанка, 88) проходит концерт с участием приглашенных артистов и других исполнителей, на котором, возможно, присутствует Есенин.

День события определяется по хроникальной информации (газ. «Новое время», 1916, 1 апр., № 14392; «Концерт „Вешних Вод“»). Возможное присутствие Есенина на этом концерте отмечается в связи с выступлением на нем Н. А. Клюева, читавшего свои стихи (газ. «Новое время», 1916, 5 апр., № 14396, с. 6; «В „Вешних Водах“»).

Апрель, 2. В Главном управлении по делам печати регистрируется за № 3508/772 прошение, представленное в тот же день от имени лазарета № 11, учрежденного Вольным экономическим обществом.

В нем содержится просьба «разрешить к публичному исполнению приложенные при сем в двух экземплярах стихи. Вечер, на котором они будут исполняться, состоится в пользу лазарета в Тенишевском концертном зале 15 апреля с/г». Среди представленных в цензуру текстов — стихи Есенина (какие именно, неизвестно).

Субботин, 171—172.

Событие и его дата устанавливаются по канцелярским пометам на подлиннике прошения, исполненном рукой «брата милосердия гор<одского> лаз<арета> № 11» Е. Э. Мандельштама (там же). О выступлении Есенина на указанном вечере см.: 15 апр. 1916 и 17 апр. 1916.

Газета «Речь» (№ 91) дает объявление за подписью С. И. Чацкиной о выходе № 2 «Северных записок» и его содержании, в т. ч.: «<...> 2) Яр — повесть Сергея Есенина; <...>».

Апрель, 3. В книгу регистрации рукописей, поступающих в «Ежемесячный журнал», заносится (под № 3638) первая строка стихотворения Есенина «За горами, за желтыми долами...».

ИРЛИ, ф. 185, оп. 1, ед. хр. 1345, л. 117 об.; Есенин, I, 444.

Апрель, 5. Уполномоченный Ее Величества по поезду № 143 полковник Д. Н. Ломан выписывает Есенину удостоверение № 900/556:

«Дано сие крестьянину Рязанской губ. и уезда Кузьминской волости села Константинова Сергею Александрову Есенину в том, что он, согласно уведомлению мобилизационного отдела Главного Управления Генерального Штаба от 11 февраля с. г. за № 9110, с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения назначен санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ, а потому прошу направить Есенина в г. Царское Село в мое распоряжение».

РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 8, л. 626; Юшин-69, с. 174—175.

Слева от машинописной копии документа написан от руки адрес: «Фонтанка / д. № 149, кв. 9», по которому Есенин и Н. А. Клюев жили тогда в Петрограде (см.: после 15 нояб. 1915... до 4 янв. 1916 и после 23 или 24 янв. ... до 20 апр. 1916).

В левом верхнем углу листа с машинописной копией другого документа, хранящейся в другом архивном деле поезда № 143 и содержащей характеристику Н. А. Клюева как белобилетника (ее архивный шифр и текст см.: после 16 янв. ... до 11 февр. 1916), есть карандашные пометы, сложные для прочтения. Впервые обративший внимание на это В. А. Вдовин расшифровал пометы как единый текст («Пол. 5 А. за Ес.»), дав ему такую интерпретацию: «Эту сокращенную запись можно прочитать таким образом: „Получил 5 апреля за Есенина“, то есть удостоверение от 5 апреля на имя Есенина, подписанное Ломаном, было выдано Клюеву» (ВЛ, 1970, № 7, июль, с. 167).

В действительности на этом документе имеется не одна, а две разных пометы (двумя почерками). Первая из них (прочитанная исследователем как «пол.») на самом деле означает — «поездъ» (написано через «ять»). Вторая исполнена в две строки. В первой значится, как и указывал В. А. Вдовин ранее: «5 А.». Однако следующая строка читается вовсе не как «за Ес.», но как «3го Ян.», т. е. как сокращенное — «3-го Января», и потому прочтение, предложенное исследователем, нуждается в пересмотре. Очевидно, пометы имеют другой смысл, остающийся пока непроясненным.

Драматическая цензура выдает городскому лазарету № 11 разрешение (за № 3365) исполнить на вечере в пользу лазарета стихотворения ряда поэтов, в т. ч. и Есенина.

Событие и его дата устанавливаются по канцелярским пометам на соответствующем прошении лазарета (Субботин, 172; см.: 2 апр. 1916). Подлинник цензурного разрешения не выявлен.

С. М. Городецкий пишет А. Ширяевцу: «Есенин и Клюев меня предали...».

Письма, 308.

Там же Городецкий сообщает: «Сегодня я уезжаю в Тифлис» (фотокопия письма — собрание Ю. Б. Юшкина, Москва). В 1926 г. автор письма вспомнит о своей встрече с Есениным, состоявшейся (если это не ошибка памяти) в тот же день:

«Угар войны проходил, в Питере становилось душно, и <...> я уехал в турецкую Армению на фронт. В самый момент отъезда, когда я уже собрал вещи, вошли Клюев и Есенин. <...> свидание было недолгим. Самое неприятное впечатление осталось у меня от этой встречи. Оба поэта были в шикарных поддёвках, со старинными крестами на груди, очень франтовитые и самодовольные. Всё же я им обрадовался, мы расцеловались и после медоточивых слов Клюева попрощались. Как оказалось, надолго».

Восп., 1, 181—182.

Возможно, как раз при этой встрече Есенин узнаёт, что Городецкий выезжает на фронт, о чем он позднее (в конце июня) сообщит Л. Н. Столице: «Городецкий служит тоже...» (Есенин, VI, 78; см.: 28 июня 1916).

Апрель, 7 и 8. Газета «Биржевые ведомости» (утр. вып., № 15488 и № 15490) дает анонс содержания пасхального номера газеты:

«А. А. Блок: Свершения. <...> С. М. Городецкий: Весна. <...> С. А. Есенин: „Запели тесаные дроги“. <...> Н. А. Клюев: Слёзный плат. <...> А. М. Ремизов: „Среди мурья и неурядицы“. <...> И. И. Ясинский: „Золотой нос“».

Стихи Есенина в пасхальном номере не выйдут; они появятся в газете 17 апр. 1916 (см.).

Апрель, 9. В разделе «Хроника» газеты «Речь» (№ 98) дается информация:

«В пользу 11-го городского лазарета, учрежденного Императорским Вольным экономическим обществом, устраивается 15 апреля в зале Тенишевского училища «Вечер современной поэзии и музыки». Участвуют: А. Ахматова, А. Блок, С. Есенин, Н. Клюев, Ф. Сологуб, Н. Т<э>ффи и др. В музыкальном отделе принимают участие З. Н. Артемьева, О. Н. Бутомо-Названова и С. С. Прокофьев».

О фактических участниках вечера см.: 15 апр. 1916.

Апрель, 10.

Он записывает в альбом хозяина: «Не надо радости всем ласкостям дешёвым, / Я счастлив тем, что выпил с Мурашёвым. Пасха. 1916 г. 10 ап<реля> 12 ½ ч. ночи. Сергей Есенин». Днем поэт знакомится с сигнальным экземпляром первого сборника «Страда» и фотографируется с М. П. Мурашёвым.

Есенин, IV, 252, 462.

Дата получения Мурашёвым сигнальных экземпляров сборника «Страда» определяется по его письму И. И. Ясинскому от 10 апр. 1916 г.: «С праздником <Пасхи>, дорогой Иероним Иеронимович! Посылаю Вам сборник <„Страда“> для подписи <...>. За сборником приеду к Вам завтра в 5 ч. дня и доложу о делах сборника» (РНБ, ф. 901, оп. 1/III, ед. хр. 561, л. 19).

Позднее М. П. Мурашёв вспомнит эту встречу (без ее точной даты):

«Когда вышел сборник „Страда“, принесли пробные экземпляры, Есенин принялся мне читать стихотворение Клюева. Воспроизводимая фотография <см. ее: Есенин, VII (3), [135], фото № 23> снята в тот момент, когда Есенин читает <его начальные> строки: „Шесток для кота, что амбар для попа, к нему не заглохнет кошачья тропа. Зола, как перина, лежи — почивай, приснятся снетки, просяной каравай“.

— Олонецкий знахарь хорошо знает деревню, — сказал Есенин».

Хроника, 1, 91.

О выходе книги в свет см.: 19... 26 апр. 1916.

См. Приложение.

Газета «День» (№ 99) помещает объявление о предстоящем 15 апреля в зале Тенишевского училища «Вечере современной поэзии и музыки» с перечислением всех заявленных участников, в т. ч. и Есенина.

См. также: 9 апр. 1916 и 15 апр. 1916.

Апрель, 1011. Газета «Обозрение театров» (№ 3066—3067) печатает статью Б. П. Никонова «„Народные“ поэты».

Автор не называет ни одной фамилии, но из текста статьи очевидно, что он имеет в виду прежде всего Есенина и Клюева:

«Среди представителей литературной богемы появилась новая разновидность: „народные поэты“. И как теперь это полагается, эти господа принимают видное участие в разных концертах, благотворительных вечерах и т. п. Не ограничиваются писательским действом, но выступают и на эстраде. И даже гримируются. Совсем как актеры!

Не отрицая известного литературного дарования у кое-кого из этих „народных поэтов“, мы тем не менее не можем не отметить неприятного впечатления, которое они производят на истинных друзей поэзии. Во-первых, что это за титул такой „народный“? Разве не всякий русский писатель — сын своего народа? Разве Пушкин не народный поэт? Или, быть может, этот эпитет есть указание на принадлежность данного писателя к простонародной (а не народной, в широком смысле) массе? Тогда почему они не называют себя „простонародными поэтами“? Но ведь можно дойти Бог знает до каких тонкостей квалификации, если распределять поэтов по сословным перегородкам! Тогда почему не быть поэтам фабричным, чернорабочим, „поэтам-мещанам“, „поэтам-купцам“ и т. п.?

поэтами. Помилуйте, господа! Поэт — это ведь не профессиональное и не сословное звание! Это вовсе не то же, что врач или присяжный поверенный! „Поэт“ — это очень тонкое, почти невесомое определение высшей степени дарования, даже таланта у стихотворца. Стихотворцем может быть почти всякий, поэтом надо родиться, и надо, чтобы другие так назвали вас. А называть себя самолично «поэтом» везде и всюду, при всех обстоятельствах жизни, при выступлении на эстраде, при подписании полицейского протокола, при совершении купчей у нотариуса, подобно тому как называют себя „присяжными поверенными“ адвокаты — это отдает смешным самохвальством, а кроме того, и чем-то ремесленническим, профессиональным!

В-третьих, нехорошо, выступая на подмостки, т. е. пред публикой, пред посторонними людьми, наряжаться в маскарадные „народные“ костюмы и причесываться у театрального парикмахера! Разве мы не вправе отнестись тогда с великим подозрением к искренности и подлинности всего вашего творчества? Мы имеем тогда основание полагать, что и всё ваше писательство и весь ваш „народный жанр“ основаны на гриме, переодевании и причесывании.

В иных случаях, право, приличнее выступать пред публикой без галстуха (как это делают футуристы), чем в нарочитых одеяниях!»

Апрель, 11 или 12. Есенин оставляет на квартире М. П. Мурашёва записку: «Заходил и не застал тебя. Завтра призываюсь...».

Есенин, VI, 77, 371—373.

Время события определяется с учетом след. записи. См. также: 10 апр. 1916.

Есенин является в управление Петроградского уездного воинского начальника, где происходит выдача ему первоначальных призывных документов — аттестата под № 1160 и именного списка указанного управления.

Сведения о событии и его времени устанавливаются по упоминанию вышеуказанных документов как приложенных к предписанию управления Главноуполномоченного Северного района Российского Общества Красного Креста (ниже — РОКК) от 12 апр. 1916 г. относительно Есенина (см.: 12 апр. 1916 и 14 апр. 1916). Сами эти документы не выявлены.

Апрель, 12. Управление Главноуполномоченного Северного района РОКК предписывает своему подразделению — Петроградскому резерву санитаров — зачислить ратника II разряда С. Есенина в списки резерва.

День и содержание события выясняются из сведений, приведенных в приказе по резерву (см.: 14 апр. 1916). Текст предписания не выявлен.

Апрель, после 12. Н. А. Клюев обращается к Д. Н. Ломану:

«Полковнику Ломану.

О песенном брате Сергее Есенине моление.

<так!>.

В настоящее время ему, Есенину, грозит отправка на бранное поле к передовым окопам. Ближайшее начальство советует Есенину хлопотать о том, чтобы его немедленно потребовали в вышеозначенный поезд. Иначе отправка к окопам неустранима. Умоляю тебя, милостивый, ради родимой песни и червонного всерусского слова похлопотать о вызове Есенина в поезд — вскорости.

В желании тебе здравия душевного и телесного остаюсь о песенном брате молельщик Николай сын Алексеев Клюев».

Письма, 310.

Граница датировки «моления» определяется по содержанию: Есенин был «взят в санитарное войско» (т. е. в Петроградский резерв санитаров) не ранее 12 апр. 1916 (см. предыд. запись). Предложенная В. А. Вдовиным датировка этого письма (до 5 апр. 1916 — см.: ВЛ, 1970, № 7, июль, с. 167) здесь пересмотрена, ибо была выполнена на основе ошибочного прочтения исследователем помет на одном из документов архива поезда № 143 (подробнее см.: 5 апр. 1916).

Апрель, 14. Журнал «Весь мир» (№ 16) публикует стихотворение Есенина «Месяц рогом облако бодает...».

Дата события устанавливается по объявлению о выходе номера журнала (газ. «Речь», 1916, 14 апр., № 101).

См. также: Есенин, IV, 132, 384.

Газеты «Биржевые ведомости» (утр. и веч. вып., № 15497 и 15498; утром — в рубрике «Театр и музыка» под заголовком «Вечер поэзии и музыки», вечером — в рубрике «Эхо») и «День» (№ 101; в рубрике «Театр и музыка») извещают о предстоящем на следующий день в зале Тенишевского училища мероприятии, среди участников которого называется и Есенин.

См. также: 9 апр. 1916 и 15 апр. 1916.

Издается приказ по Петроградскому резерву санитаров при Управлении Главноуполномоченного Северного района РОКК № 106. Его параграф 11 гласит:

«Прибывшего из Управления г. Главноуполномоченного Северного района Р. О. К. К. ратника II разряда Есенина Сергея зачислить в списки Резерва Санитаров сего числа, а на провиантское, приварочное и чайное довольствие с 4 апреля, а денежное с 1 апреля.

Основание: Предписание Управления

г. Главноуп<олномоченного> Северного района Р. О. К. К.

от 12 апреля с/г. за № 2887/25789, имен<ной> список

Управл<ения> Петрогр<адского> уездн<ого>

воинск<ого> н<ачальни>ка и атт<естат> за № 1160».

РГВИА, ф. 16275, оп. 7, д. 3, л. 234; ВЛ, 1970, № 7, июль, с. 163, публ. В. А. Вдовина.

Управление Главноуполномоченного Северного района РОКК направляет Петроградскому резерву санитаров предписание за № 2899/25833 с требованием отправить Есенина в постоянную командировку в поезд № 143.

Апрель, 15. В сборнике «Северная звезда» (бесплатном приложении № 8 к журналу «Женщина») публикуется стихотворение Есенина «Нищий с паперти».

См.: Есенин, IV, 131, 384.

Газета «Речь» (№ 102) в рубрике «Хроника» извещает о предстоящем «Вечере современной поэзии и музыки» в зале Тенишевского училища с участием Есенина.

Текст извещения совпадает с текстом афиши вечера (см. Приложение).

Есенин читает стихи на вечере в пользу 11-го городского лазарета, учрежденного Императорским вольным экономическим обществом, наряду с Г. Адамовичем, А. Ахматовой, М. Долиновым, Г. Ивановым, Р. Ивневым, Н. Клюевым, М. Кузминым и О. Мандельштамом.

Сведения о фактических участниках вечера содержатся в письме хозяйственного комитета 11-го лазарета, выражающего им благодарность (газ. «Речь», 1916, 8 мая, № 125). Из этого письма явствует, что объявленные в афише вечера А. Блок, М. Зенкевич, Ф. Сологуб и Н. Тэффи там не выступили (это обстоятельство не отражено в комментарии к тексту афиши: Есенин, VII (2), 575—576). В «Хронологической канве жизни и творчества С. А. Есенина...» (Есенин, VII (3), 292) одним из участников этого вечера ошибочно назван А. А. Блок.

Апрель, 16. Петроградский резерв санитаров при Управлении Главноуполномоченного Северного района РОКК направляет Есенина для прохождения военной службы в поезд № 143, выдав ему на руки его воинские документы вместе со следующим сопроводительным письмом за № 6224, адресованным в поезд:

«Резерв препровождает при сем в распоряжение Поезда санитара Сергея ЕСЕНИНА (личный знак № 9999), прося о времени его прибытия уведомить.

ОСНОВАНИЕ: Предписание Управления г. Главуполномоченного Северного района Российского Общества Красного Креста от 14-го сего апреля за № 2899/25833.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Аттестаты за № 6225—6226, арматурный список в 2-х экземплярах за № 6227 и приходо-расходная тетрадь за № 6228.

И. об. Начальника резерва санитаров

Капитан Сухомель <подпись-автограф>».

Юшин-69, с. [179], факсимиле.

См. Приложение.

Документы Есенина за № 6225—6228 в архиве поезда № 143 не выявлены. Тем не менее, по сохранившимся арматурным спискам других санитаров, представляющим собой типовые типографские бланки, графы которых заполнялись от руки, арматурный список, выданный санитару Есенину, реконструируется без труда. Он имел такое содержание:

«В двух экземплярах

Арматурный список № 6227

на казенные вещи, состоящие на санитаре ПЕТРОГРАДСКОГО РЕЗЕРВА САНИТАРОВ Российского общества Красного Креста, отправляемом в распоряжение Г. Уполномоченного по Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143

«16» апреля 1916 года

<Следующие за заголовком графы списка расположены на самом бланке по горизонтали; здесь же они даются по вертикали>

 

№№ по порядку

1

     

№№ личных знаков

9999

Фамилия и имя  Есенин Сергей

 

Обмундирование:

 

Годовые вещи:

 

Фуражки: Летние

1

Сапоги

1

 

Рубашки нижн.

2

Сукон. рубахи

1

Исп. брюки

2

1

Портян. пар

3

Погоны

1

Носов. платки

2

Шаровары: Летние

1

1

  Суконные

   

Шинели

1

   

Ремень поясной

1

   

Теплые вещи:

Фуфайки

 

Снаряжение:

Вещев. мешки

Сухарн. мешки

Портянки

Носки

Перчатки

Телогрейки

 

Фляга

Котелок

Палатка с принадлеж-
ностями

Брез<ентовая> подстилка

1

 

Ватн. брюки

   

 

Башлык

Наушники

   

Ремень для шаровар

 

Набрюшники

Валенки

1

   

И. об. Начальника Резерва Санитаров

Капитан Сухомель»

(реконструировано по одному из арматурных списков: РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 26, л. 105 об. — 106, с учетом комментируемого отношения о Есенине. Курсивом в этом тексте обозначено вписываемое от руки).

Одновременно (уже почтой) в поезд № 143 направляется следующий документ за той же подписью под № 6230:

«Резерв извещает, что одновременно с сим в распоряжение поезда командирован санитар Сергей ЕСЕНИН (личный знак № 9999), прося о времени его прибытия уведомить.

Документы санитару Есенину выданы на руки».

Юшин-69, с. [178], факсимиле.

Есенин и Н. А. Клюев присутствуют на спектакле «Борис Годунов» в Оперном театре при Народном доме Императора Николая II (Александровский парк, 4). В главной роли — Ф. И. Шаляпин.

Дата устанавливается по объявлениям и отчетам в периодике (см., напр., газ. «Речь», 1916, 16 апр., № 103), а само событие — по постскриптуму А. И. Иконникова к его письму писателю Н. Н. Никитину от 19 мая 1962 г.:

«Я хорошо помню, как в апреле 1916 г. на одном из выступлений Шаляпина в Народном Доме (в „Борисе Годунове“) мне, тогда совсем молодому, показали Есенина. Он прохаживался по коридорам Народного Дома, кажется, в сопровождении Клюева, одетый таким оперным Лелем — в длинной русской рубахе, в порточках и лапоточках, вызывая сенсацию у публики».

Письма, 513.

Апрель, 17. Утром газета «Биржевые ведомости» (№ 15503) публикует стихотворение Есенина «Запели тесаные дроги...».

См. также: Есенин, I, 83—84, 500—501.

См. в № 15504 объявление о содержании утреннего выпуска газеты.

Стихотворение первоначально предполагалось поместить в пасхальном номере газеты (см.: 7 и 8 апр. 1916), но туда оно не попало. Причины этого не установлены.

Газета «Речь» (№ 104) печатает статью В. Воронова (возможно, это псевдоним В. С. Чернявского) «Вечер современной поэзии и музыки» — отклик на одноименное мероприятие, прошедшее в зале Тенишевского училища.

См.: 15 апр. 1916.

«... почти половина указанных в афише лиц, — сообщает автор, — из которых особенно обаятельно для публики имя Блока, не выступила вовсе. Таким образом, интерес программы свелся к чтению молодых поэтов-эпигонов, справедливо

признаваемых плеядою Кузмина, который и открыл вечер двумя нежными и прекрасными стихотворениями (особенно хорош „Русский рай“).

Особо стояли так называемые народные поэты — Клюев и Есенин — и независимые по своему жанру Мандельштам и Ахматова. Последняя пользовалась в этот вечер восторженным успехом, объединившим публику, в общем далеко не согласно и даже некультурно настроенную. Впрочем, шиканье и свистки придавали вечеру своего рода живость и остроту. Первые протесты вызвали прекрасные стихи Клюева, к сожалению, читаемые им всё более нарочито, претенциозно, „костюмно“, да к тому же трудные и утомительные в чисто филологическом смысле (в особенности постоянно повторяемый поэтом Беседный наигрыш „с малым погрецом ногтевым и суставным“). Несомненно искренни и просты были стихи юного и свежего Сергея Есенина, вступающего в критический и опасный для популярного юноши период поэтической зрелости».

В канцелярию Феодоровского Государева Собора в Царском Селе (одновременно являющуюся канцелярией поезда № 143) поступает и регистрируется под входящим № 607 уведомление Петроградского резерва санитаров о направлении Есенина на военную службу в поезд № 143.

См.: 16 апр. 1916.

Апрель, 19... 26. Выходит в свет первый сборник «Страда», в котором печатается стихотворение Есенина «Теплый вечер» <«Гаснут красные крылья заката...»>.

Рамки события устанавливаются по объявлению о поступлении сборника в книжные магазины Товарищества А. С. Суворина — «Новое время» (газ. «Новое время», 1916, 27 апр., № 14417).

См. также: Есенин, IV, 127—128, 293, 382—383.

Апрель, 20. Есенин является к месту своей военной службы, предъявив по прибытии документы № 6224—6228, выданные ему в Петроградском резерве санитаров.

Первый из них — сопроводительное письмо № 6224 — регистрируется в канцелярии Феодоровского собора (она же — канцелярия поезда № 143) под входящим № 619.

Юшин-69, с. [179], факсимиле.

<так!> 1916, а также приказа по поезду № 143 под номером 116 о зачислении Есенина «в списки поезда и на довольствие» с 20 апреля (см.: 25 апр. 1916).

В «Биржевых ведомостях» (утр. вып., № 15509) печатается статья А. А. Измайлова «Темы и парадоксы», где рассматривается начало повести Есенина «Яр», появившееся в «Северных записках».

Критик, скептически воспринимая язык произведения («... местный колорит, усиленно создаваемый совершенно непонятными словами, — ушук, летуга, коряжник, еланка, олакарь, корогод, вертье, шипульник, растагарить, трепыхать, кугакать — говорит только о том, что рискованно писать повесть для широких кругов на местном наречии»), отмечает далее, что «русский народ Есенин любит, в деревню верит, рисуя ее, не жалеет красок ни на бабьи сарафаны, ни на светлое деревенское солнце и кроткие зори. Но вдруг возьмет да и напишет такой рассказ, — о том, как двое мужиков затевали убийство и грабеж, но сами попали в обделку». Завершается оценка «Яра» так: «Повесть Есенина не выдвинется в значительное явление. Куда как поэт Есенин интереснее Есенина-рассказчика, пишущего какими-то необычайно однообразными двустрочиями, в монотонном и надоедливом ритме. Наконец, это просто старая школа народной повести, изводящей кропотливо выписанными мелочами, давно осужденная в Потехине или Златовратском».

Апрель, 21. Архангельская газета «Северное утро» (№ 87) помещает объявление о продолжении подписки на журнал «Северные записки» с извещением о выходе его № 2 с повестью Есенина «Яр».

Петроградская газета «Земщина» (№ 2333) печатает статью поэта и критика А. И. Тинякова «Русские таланты и жидовские восторги», где причины успеха эстрадных выступлений Есенина в Петрограде рассматриваются с предвзято антисемитских позиций.

«Русский народ не придает большой цены эстетике и „чистой красоте“, потому что в нем самом заложено много чистой красоты. В еврействе, наоборот, — пишет А. И. Тиняков, — всё красивое, всякая „эстетика“ — страшно редки, и потому на всякого человека, одаренного каким-либо „чисто художественным“ талантом, евреи смотрят как на нечто „особенное“ и „высшее“. <...>

Истинной красоты, истинного величия и настоящей глубины евреи самостоятельно заметить и оценить не могут. Даже и тогда, когда кто-нибудь натолкнет их на „истинное“, — и то они разобраться толком в глубоком явлении не умеют, а главным образом „галдят“ около значительного имени. „Галдежом“ своим, даже и сочувственным, они приносят в конце концов вред, потому что мешают вникнуть в истинный смысл того явления, о котором галдят <...>, потому, что среди талантливых русских людей очень много людей, по характеру своему мелких и слабых. Пойдя на удочку еврейской похвалы, эти маленькие таланты гибнут, не принося и половины той пользы родине, которую могли бы принести.

Для подтверждения нашего рассуждения весьма показателен „случай с Есениным“.

— Сергей Есенин.

Писал он стишки, среднего достоинства, но с огоньком и — по всей вероятности — из него мог бы выработаться порядочный и полезный человек. Но сейчас же его облепили „литераторы с прожидью“, нарядили в длинную, якобы „русскую“ рубаху, обули в „сафьяновые сапожки“ <ср., однако: 5 янв. 1916 и 11 янв. 1916> и начали таскать с эстрады на эстраду. И вот, позоря имя и достоинство русского мужика, пошел наш Есенин на потеху жидам и ожидовелой, развращенной и разжиревшей интеллигенции нашей. Конечно, самому-то ему любопытно после избы да на эстраде, да в сафьяновых сапожках... Но со стороны глядеть на эту „потеху“ не очень весело, потому что сделал Есенин из дара своего, Богом ему данного, употребление глупое и подверг себя опасности несомненной. Жидам от него, конечно, проку будет мало: позабавятся они им сезон, много — два, а потом отыщут еще какую-нибудь „умную русскую голову“, чтобы и в ней помутить рассудок. И останется наш Есенин к 25-ти годам с прошлым, но без будущего. А сие нелегко... И таких горьких примеров вокруг нас очень много: достаточно упомянуть о г. С. Городецком, которого жиды к 20-ти годам прославили, как гения, а к 30-ти заклевали и „похоронили“.

Хотелось бы всем этим юношам, падким на похвалу иудейскую, сказать как друзьям и согражданам своим:

„Не верьте вы, братцы, жидовской ласке и не гонитесь за дешевой газетной славой. Не на то вам дал Господь зоркие очи и чуткое сердце, меткую речь и певучую песню, чтобы вы несли их на потеху и усладу жидам. Давши вам дары, Господь возложил на вас тем самым и труд, и призвал вас к деланию доброму<...>

От вас, „Есенины“, требуется большее. И чтобы сделать это большее, надо не по эстрадам таскаться, а в тишине и близости к родному народу работать над развитием и раскрытием данных вам духовных сил.

Не тратить своих дарований зря, не менять их на „сафьяновые сапожки“, не продавать их за „хлопки“ безмозглых „курсих“, но хранить в себе до поры, как святыню, чтобы в должный час отдать их родному народу, чтобы выразить в песне и слове не свой личный „стихотворческий зуд“, а чтоб выразить душу народную, чтобы спеть и сказать о народе и для народа некую суровую и любовную правду, в которой кипели б соленые мужицкие слезы и билось бы сердце крестьянское, любовью богатое, правдою — светлое, верою — крепкое...“

Но как неразумные бабочки на огонь, летят Есенины, Андреевы, Городецкие на обманчивый свет Иудиной ласки. И падают опаленные, и ползают во прахе, вымаливая хоть „корочку славы“ у всемогущего рекламиста-еврея...

Но за чертою жидовской эстрады жива еще бесконечная, смиренная и сильная Русь, — и жив еще тот мужик Марей, „с запачканным в земле пальцем“ и „с материнской улыбкой“, который успокоил и утешил когда-то великого писателя нашего — Ф. М. Достоевского. <...>

„волку“ в обиду ребенка не даст — и когда этот ребенок, ложной славой опаленный, усталый, детские силы свои растерявший, склонится к ногам жестокого „волка“, — он услышит вдруг забытый ласковый голос: „Христос с тобой!“ И корявая, грубая, в земле запачканная рука поднимет его бережно и укажет ему на небо, где сияет вечное Христово Солнце, а не скудные огоньки жидовских эстрад!..».

«Литературное обозрение», М., 1992, № 1, с. 36.

Апрель, 23. А. И. Тиняков посещает А. А. Блока и Л. Д. Блок на их квартире (Петроград, Офицерская, 57, кв. 21).

В совместной беседе, скорее всего, затрагиваются темы, связанные с опубликованной накануне статьей Тинякова о Есенине.

Сведения о событии и его дате зафиксированы А. А. Блоком в записной книжке: «. <...> Обедал у нас Ал. Ив. Тиняков...» (ЗК, 296). Запись продолжена автором с вполне сочувственной интонацией: «... он стоит пятидесяти Левберг и Тумповских <начинающих поэтесс>, которых зовет к себе З. Н. Гиппиус» (там же). Эти слова можно расценивать помимо всего прочего как косвенное свидетельство того, что за обедом на Офицерской вряд ли обошлось тогда без обсуждения новой статьи Тинякова.

Апрель, 25. Уполномоченный Ее Величества по поезду № 143 полковник Д. Н. Ломан отдает в Петрограде приказ № 116 по поезду.

Из п. 5 приказа: «Вновь прибывших нижних чинов зачислить в списки поезда и на довольствие: <...> санитара Резерва Красного Креста Сергея Есенина — с 20 апреля...».

Апрель, 26. Комендант поезда № 143 прапорщик А. К. Воронин отдает в Петрограде приказ № 117 по поезду:

«<...> 2. Согласно Высочайшего ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ повеления Поезд завтра 27-го сего апреля отойдет в 30-ю поездку по направлению Москва — Курск — Симферополь — Евпатория, забрав раненых из Петрограда и Царского Села. <...> 4. <...> Объявляю распределение по вагонам фельдшеров и санитаров: <...> Вагон № 6: фельдшер ИКОННИКОВ и санитары ГРЕЧИШНИКОВ, ЕЖОВ, ЗУБИН и ЕСЕНИН; <...>».

РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 20, л. 118.

«Дорогой Александр Иванович! Завтра 27-го часа в 4 можете зайти к нам. А. Ремизов. Да захватите № Земщины <см.: 22 апр. 1916>, где про Есенина написали».

Журн. «Литературное обозрение», М., 1992, № 1, с. 36.

Скорее всего, Тиняков побывал тогда у Ремизова, но сведения о содержании их беседы не выявлены.

Апрель, 27. «Северные записки» (Апрель — май, [№ 4—5]) с окончанием повести Есенина «Яр».

Дата события указана на обороте титульного листа этого номера журнала. Подлинник цензурного разрешения не выявлен.

Армавирская газета «Отклики Кавказа» (№ 93) печатает статью Я. В. Перовича «Журнальное обозрение: („Северные записки“, кн. 2-я)».

Критик пишет: «... журнал дает место сразу сделавшемуся популярным молодому беллетристу Сергею Есенину. Повесть его „Яр“ не хуже, не лучше многих повестей из крестьянской жизни, которым предстоит недолгое существование. Читаешь ее без раздражения, но и без любопытства даже.

К сожалению, Есенин решил во что бы то ни стало научить читателя подлинному народному языку; эта цель сделает <так!> его не всегда понятным. Наблюдается у Есенина любопытный прием: то пишет он целые страницы на литературном языке, то вдруг начнет сыпать чисто народными, краевыми: „Нате, мол, знайте, как я много таких слов знаю, что вам и не снилось никогда“.

есенинского языка.

Да и кроме того — неярок талант Есенина, а потому положительно не стоило бы ему прибегать к приему, который только затрудняет чтение его довольно заурядных произведений».

Есенин сообщает М. П. Мурашёву:

«Еду в Крым (с поездом). В мае ворочусь. Живи, чтоб всем чертям было тошно, и поминай меня. <...> Поезд сегодня уходит в 6 ч. <...> Письма сбереги».

Есенин, VI, 78, 374—375.

В 5 час. 25 мин. дня отправляющийся в свою 30-ю поездку поезд № 143 прибывает на царскосельский императорский павильон, где принимает раненых и больных офицеров и нижних чинов. Поезд посещает императрица Александра Феодоровна с дочерьми.

Через два часа поезд отходит от императорского павильона. В составе санитарной команды поезда (как санитар вагона № 6) начинает несение полевой военной службы Есенин.

Сведения об этом и всех последующих событиях апр. — июня 1916 г., связанных с маршрутами поезда № 143, извлечены из всеподданейших докладов о его поездках, представлявшихся императрице (их машинописные отпуски см.: РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 6) и приказов по поезду (там же, ед. хр. 20).

См. также Приложение.

«Тридцатая поездка поезда ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА была назначена для эвакуации нуждающихся в дальнейшем лечении офицеров и нижних чинов из госпиталей г. Петрограда и Царского Села на южный берег Крыма. <...>

27 апреля в 4 час. 30 мин. дня поезд был подан на распределительный пункт при Варшавском вокзале и начал прием раненых. Принято было 48 больных и раненых нижних чинов. В 5 час. 25 мин. дня поезд прибыл в Царское Село, где принял 28 офицеров, 48 нижних чинов и 5 сестёр милосердия, а также лиц, сопровождающих г. г. офицеров.

С поездом следовали: А. А. Вырубова, полковник Вильчковский, врач действительный статский советник Коренев, городской голова г. Евпатории господин Дуван.

Больные и раненые были распределены в поезде следующим образом: в вагонах № 1 и 2 (для тяжело раненых) помещались больные и раненые офицеры, в вагонах для легко раненых <номера не указаны> — больные и раненые нижние чины, в вагоне № 7 (офицерский) находились: в одной половине больные офицеры, а в другой — сопровождающие их лица и едущие для лечения сёстры милосердия. <...>.

если ВАШЕМУ ВЕЛИЧЕСТВУ благоугодно будет удостоить проехать с поездом. Вагон этот состоит: из салона-столовой, спальни, кабинета и уборной — помещения для ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, двух купе для ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ, двух купе для сопровождающих лиц, помещение для проводника и помещение буфета».

РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 6, л. 311—311 об..

С поездом № 143 Есенин прибывает в Петроград, на Николаевский вокзал около 8 час. вечера, откуда в 10 час. 45 мин. вечера отправляется на Москву.

РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 6, л. 308.

Апрель, 28.

РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 6, л. 308 и 307.

Апрель, 29. В 8 час. 10 мин. утра Есенин с поездом № 143 прибывает на железнодорожную станцию Курск, а в 9 час. 45 мин. утра отправляется на Харьков.

РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 6, л. 307 и 312.

—2 час. дня поезд № 143 (с Есениным в составе команды санитаров) делает остановку в Белгороде.

Во время остановки «часть персонала и лиц, следующих с поездом, выезжала для поклонения мощам Св. Иоасафа».

РГИА, ф. 1328, оп. 4, ед. хр. 6, л. 311. О времени события см.: Радуница, 3, 25. Об участии Есенина в упомянутой поездке прямых сведений нет.

С поездом № 143 в 6 час. 30 мин. вечера Есенин прибывает на железнодорожную станцию Харьков.

Скорее всего, он участвует в выгрузке «48 нижних чинов, подлежащих отправлению в Анапу и на Одесские Лиманы». По окончании выгрузки поезд выходит на Евпаторию.

Апрель, 30. Есенин проследует через станцию Мелитополь с поездом № 143.

Радуница, 3, 25.

Петроградский журнал Главного управления по делам печати «Книжная летопись» (№ 17) отмечает под № 7285 поступление в Управление (за время с 19 по 26 апр.) литературного сборника «Страда» с раскрытием его содержания; среди авторов указан Есенин.

«Страды» см.: Есенин, VII (3), 393.

Архангельская газета «Северное утро» (№ 95) печатает XIII-ю часть статьи М. Л. Леонова «Суриковцы и млечнопутейцы», посвященную творчеству Есенина и Н. А. Клюева.

«Среди молодых поэтов есть особый тип новаторов, — пишет автор, — которые еще обращают на себя внимание красотой своих новых форм, которые в поисках этих новых форм, кажется, идут по более правильному пути, не доходят до крайностей в своих выражениях.

Такими новаторами, по моему мнению, являются поэты Сергей Есенин, Николай Клюев и молодой поэт из народной среды Леонид Лобачев.

В стихах Сергея Есенина вы не встретите грубых вульгарных выражений, вроде „“, „Я окалошился“, „Я освиданился“ и т. п., но вместе с тем его выражения смелы, новы, картинны и образны. Возьмем, напр., следующее его стихотворение <приводится полный текст „Выткался на озере алый свет зари...“>.

Поэт смел и образен. Сравните эти выражения: „выткался на озере“, „на бору со звонами“, „зацелую допьяна“ — с выражениями „она лучила“, „я одиночил <так!>“, „луна маячила“ и т. п., и вам будет понятно преимущество Сергея Есенина перед декадентами и футуристами в его новаторстве.

Возьмите, напр., другое его стихотворение <следует полный текст „Зашумели над затоном тростники...“>.

Здесь всё ясно, всё понятно, поэт говорит прекрасным литературным языком, а вместе с тем так всё ново и оригинально.

<развернутая характеристика творчества которого идет далее>».

Скорее всего, именно об этой статье М. Л. Леонова пойдет речь в письме Есенина Н. А. Клюеву (июль — авг. 1916):

«За последнее время вырезок <из газет со статьями о себе> никаких не получал <...> Кл<авдия> Ал<ексеевна> говорила, что ты три получил. <...> Дед-то <А. Т. Клюев, отец поэта> мне показывал уж и какого размера, ды всё, говорит, про тебя сперва, про Николая после чтой-то».

Есенин, VI, 82.

Апрель, конец. «Детская помощь» (приюта для сирот павших воинов) — «Пряник осиротевшим детям» — со стихотворениями Есенина «Весна на радость не похожа...» и «Еще не высох дождь вчерашний...».

Время события устанавливается с учетом дня появления первой рецензии на эту книгу — Бирж вед., веч. вып., 1916, 1 мая, № 15532; подпись: С. Ф.

См. также: Есенин, I, 97, 508—510; Есенин, IV, 133, 384.

Апрель (?). В рубрике «Книги, поступившие в редакцию» мартовского выпуска петроградского «Ежемесячного журнала» (№ 3) значится: « „Радуница“. Книгоиздат. Аверьянова. Птр. 1916. Стр. 57. Ц. 70 к.».

Время выхода журнала определяется с учетом объявления на его обложке: «Вследствие недостатка рабочих в типографии и задержки получения бумаги с фабрики журнал выходит с опозданием». Рецензия на книгу Есенина в журнале не появилась.

Раздел сайта: