Летопись жизни и творчества Есенина.
1919 Апрель

Апрель, 1. Есенина принимают в члены литературно-художественного кружка «Звено».

Протокол заседания от 1 апр. 1919 (РГАЛИ, ф. 592, оп. 3, ед. хр. 1, л. 9 об.).

Есенин, VII (2), 492.

Апрель, 2. Выходит № 208 газеты «Вечерние Известия Моссовета» с объявлением очередного мероприятия имажинистов:

«Завтра в Политехническом музее состоится „выставка картин и стихов“ т<оварищей> имажинистов. Выступают В. Шершеневич, С. Есенин, А. Мариенгоф и др. После докладов и демонстрации стихов и картин последует т. н. „словопря“. Начало вечера обещано в 7 ч. 7 м<ин.>».

См. также: Афиша, ГЛМ, изофонд ХХ века.

См. Приложение.

В № 73 газеты «Рабочий край» (Иваново-Вознесенск) в рубрике «Литературная хроника» отмечается:

«Союз поэтов выпустил сборник автографов. <...> В книге автографы А. Луначарского, Г. Якулова, С. Есенина, К. Бальмонта. <...> Книгоиздательство „Имажинисты“ выпускает книгу „Имажинисты“. Г. Якулов, Б. Эрдман — рисунки-портреты; стихи, проза и статьи: А. Мариенгоф, В. Шершеневич и С. Есенин <не выходила>».

См. также: 17... 31 марта 1919.

Апрель, 3. Есенин участвует в выставке стихов и картин имажинистов, устроенной Всероссийским союзом поэтов в Большой аудитории Политехнического музея (Лубянский проезд, 4).

Есенин,VII (2), 544, 582—584.

В 1-м отделении посетителям выставки предлагается заслушать четыре доклада: С. Есенина «Кол в живот (футуристы и прочие ветхозаветчики)»; А. Мариенгофа «Бунт нас (нота имажинистов миру)»; В. Шершеневича «Мы кто и как нас оплевывают»; Г. Якулов «Образ краски». Во 2-м отделении — посмотреть картины Г. Б. Якулова, К. К. Медунецкого, братьев В. А. и Г. А. Стенбергов, Н. Ф. Денисовского,

С. Я. Светлова, Б. Р. Эрдмана и послушать стихи в исполнении Есенина, Мариенгофа, Шершеневича. В 3-м отделении — «словопря».

Афиша, ГЛМ, изофонд ХХ века.

Отклики на событие см.: 6 апр. 1919; 7 апр. 1919; до 16 авг. 1919.

О выступлении Есенина на выставке в Политехническом музее В. Г. Шершеневич расскажет в своих мемуарах (1932—1937):

«Есенин говорил непонятно, но очень убедительно. Он, не смущаясь, забирался в самые дебри филологии и почти междупланетных рассуждений. Есенин предполагал, что вся аудитория состоит из одних ученых или поэтов. Он рассуждал мимоходом о таких сложных вещах, что даже нам, хорошо его знавшим, иногда бывало трудно следить за быстротой и связью мыслей. Есенин прекрасно понимал сущность вопроса. У него бывало слабоволье речи, но не слабоволье мысли. Жаль, что Есенин никогда не записывал своих фраз. „Ключи Марии“ дают весьма слабое представление о сумме трезвых бредов этого поэта. Весьма возможно, что в рассуждениях Есенина было не меньше научной истины, чем в исканиях Хлебникова, и уж во всяком случае больше, чем в обычных томах и статьях по поэтике».

Мой век, 565—566.

Апрель, 4. Есенин присутствует на общем собрании всех секций Московского союза советских журналистов, где выступает в прениях по докладу «О пролетарском творчестве» французского журналиста-коммуниста А. Гильбо.

Есенин, VII (2), 481—482; Вдовин-75, 228.

Об этом выступлении Есенина напишет сразу после его смерти Г. Ф. Устинов:

«... мне не забыть, как на одном из литературных собраний в помещении издательства ВЦИК на углу Тверской и Моховой, в Москве, появился желтоволосый, слегка курчавый мальчик, в поддевке, в „гамбургских“ сапогах, голенища бутылочками, в сереньком, довольно длинном шарфе<...>. Желтоволосый мальчик приветливо улыбался решительно всем — кто бы и что бы ни говорил. Потом желтоволосый мальчик сам возымел желание сказать слово... и сказал:

— Революция... это ворон... ворон, который мы выпускаем из своей головы... на разведку... Будущее больше...

Никто ничего не понял. А французский коммунист и поэт Анри Гильбо попросил не понявших рыжеволосого мальчика русских людей перевести непонятное по-французски».

«Красная газета», веч. вып., Л.,1925, 29 дек., № 314.

См. также: 10 апр. 1919.

В № 74 «Известий Воронежского губернского исполкома...» помещается статья Н. Никодимова «В голодной Москве (Окончание). VI. В мире литературы»:

«Юродствующие, юродивые пошляки революции в моде у размагниченных интеллигентских групп коммунистов и у фрондирующих обывателей. Талантливые Есенин, Орешин, Клюев, до глупости смешивающие языческий христианизм масс с коммунизмом — большой популярностью не пользуются, кроме некоторых любителей, и новых слов ими сказано также немного. „Чистые“ футуристы — Шершеневич, Ивнев, Каменский в области стиха утверждают „имажинизм“, их темы и сюжеты далеко не соответствуют действительности. Кафе поэтов „Домино“ на Тверской — типичный выразитель литературных

„достижений“, оторванных от масс художников слова <...>. „Преображение“ литературной Москвы лишь кажущееся. Сердцевина ее гнилая, а верхний слой болезненно тонок».

И. Н. Розанов делает запись в своем дневнике:

«Тат. Мих. рассказывала мне о вечере имажинистов: С. Есенина, Мариенгофа, Шершеневича. Удачна была критика футуризма. Всё положительное — беспомощно».

РГБ, ф. 653, карт. 4, ед. хр. 2, л. 9.

Скорее всего, речь идет о вечере 3 апр. 1919 (см.).

Апрель, 4, 5, 6, 15, 17. Киевская газета «Борьба» (№ 43, 44, 45, 51 и 53) сообщает о подготовке выхода в свет нового двухнедельного журнала «Грядущее» («Прийдешнэ»), органа революционно-социалистической дискуссии (не выходил).

«В журнале ближайшее участие принимают: <...> А. Блок, А. Белый, С. Есенин, Р. Иванов-Разумник, Н. Клюев <...> С. Мстиславский <...> и др.».

Есенин и А. Мариенгоф выступают с чтением стихов перед студентами 1-го Московского университета.

Датируется по воспоминаниям М. Д. Ройзмана («Все, что помню о Есенине»), утверждавшего, что Есенина пригласил выступить в субботу (т. е. 5 апр.) студент-медик М. Гаркави после посещения «Выставки стихов и картин имажинистов».

См.: 3 апр. 1919.

По словам М. Ройзмана, поэт в заключение вечера прочел свою поэму «Товарищ»:

«Правая рука Есенина, изогнутая ладонью к нему, в ритм стихам, поднималась и опускалась, будто нежно поглаживая склонившуюся к нему на плечо голову мальчика Мартина. <...> И вдруг голос Есенина зазвенел о революции <...>. Студенты оглушительно хлопали в ладоши, топали ногами, орали: „Есенин, еще!..“ Поэт надел свою шубу, вынул шарф, намотал на шею, а я подал ему цилиндр. Михаил Гаркави помог одеться Мариенгофу, и мы стали прокладывать дорогу к дверям».

Ройзман, 21—22.

На этом же вечере состоялось знакомство Есенина с М. Д. Ройзманом, студентом второго курса юридического факультета университета.

Ройзман, 23.

М. Ройзман помог тогда Есенину «улизнуть» от поклонников его таланта.

Апрель, 5... 25. В № 10 «Вестника Воронежского округа путей сообщения» републикуется стихотворение Есенина «О, родина!» <«О родина!»>.

Под напечатанным стихотворением факсимильное воспроизведение подписи: Сергей Есенин.

«Известия Воронежского губернского исполкома...» (1919, 25 апр., № 89).

Апрель, после 5. Есенин заходит в книжную лавку «Дворца искусств» на Б. Никитской с целью покупки своей книги «Голубень» и, не найдя ее, соглашается пойти за ней домой к М. Д. Ройзману (Газетный пер., д. 3), торговавшему в этой лавке.

Ройзман, 24—25.

Датируется по воспоминаниям М. Ройзмана, из которых следует, что этот приход в книжную лавку состоялся вскоре после их знакомства (см.: 5 (?) апр. 1919).

«Хочешь писать стихи — надевай свою рубашку».

Ройзман, 28.

«Известия ВЦИК» (№ 75) публикуют анонимный отклик «Имажинисты» на их «выставку стихов и картин»:

«Желая ознакомить широкую публику со своими лозунгами и художественными достижениями, новорожденная группа „имажинистов“ устроила впервые в четверг, 3 апреля, свою „выставку стихов и картин“. Аршинные кричащие плакаты и широкая реклама не помогла организаторам „выставки“ наполнить публикой Б<ольшую> аудиторию Политехнического музея. По откровенному признанию идеологов нового течения (доклады: т. т. Шершеневича, С. Есенина, А. Мариенгофа), „имажинисты чужды логике мысли“ — отсюда не вполне определившаяся идеология, противоречивое и перегруженное широковещательными „декларациями“ и „манифестами“ творчество».

См. также: 3 апр. 1919.

Апрель, 7. Воронежская газета «Огни» (№ 7) помещает статью Ип. Соколова «Имажинизм».

Рассматривая имажинизм как «логический и неизбежный результат всего хода русской литературы», автор отмечает его способность примирять «самые противоположные по содержанию течения в поэзии». И поэтому, по утверждению И. Соколова, «вполне естественно, что лучший пролетарский поэт Мих. Герасимов, неонародник С. Есенин и В. Шершеневич — все они называют себя имажинистами». Автор предсказывает расцвет этого литературного течения:

«Имажинизм внес целый ряд новых приемов в технику и композицию троп<ов> и указал на возможность совершенно по-новому взглянуть на поэзию, выразить по-иному человеческие чувства. Его влияние быстро распространится на литературу всего мира. Несомненно, число имажинистов с каждым днем будет расти, и через 10 лет в России не будет ни одного поэта, который не был бы имажинистом».

Здесь же информация о состоявшейся в Москве выставке стихов и картин имажинистов:

«Доклады: „Бунт нас“, „Мы кто и как нас оплевывают“, „Образ краски“ и „Осиновый кол футуризму“. Участники: С. Есенин, Ан. Мариенгоф, В. Шершеневич, Г. Якулов, Б. Эрдман, Светлов и др.».

Апрель, 10. Газета «Известия ВЦИК» (№ 78) печатает резолюцию общего собрания членов секций Союза работников науки, искусства и литературы (см.: 4 апр. 1919):

«Комиссариат Народного Просвещения не только не поддерживает в должной мере пролетарское искусство и не идет ему навстречу, но упорно отстаивает искания в творчестве, не имеющие ничего общего с коммунизмом и даже враждебные коммунизму <...> Собрание предлагает Комиссариату Народного Просвещения обратить внимание на неограниченное преобладание футуризма, кубизма, имажинизма и т. п. в Советской Социалистической Республике и всеми мерами содействовать широкому распространению и поддержке произведений всех тех, которые пытаются создать истинное пролетарское искусство в совершенном соответствии с коммунизмом».

Апрель, 11. Харьковская газета «Наш голос» (№ 78) публикует статью Л. И. Повицкого «Имажинисты».

Назвав имажинистов героями дня в Москве, автор выделяет среди них Есенина, занимающего видное место в новейшей поэзии и бесспорно имеющего право на внимание:

«Двадцатидвухлетний юноша <Есенину шел 24-й год>, он уже дал ряд ценных книг: „Преображение“, „Радуница“, „Сельский часослов“, „Голубень“, из которых каждая — в наше время бесплодия и разрухи творчества — является большим вкладом в современную поэзию. К сожалению, нельзя того же сказать про остальных членов поэтической группы».

«нарочитой грубости слов и резкости звуков... совершенно без всякой нужды... произвольно ломают строку, меняют ритм, жонглируют головоломными рифмами, затемняют смысл поэтической строки... не довольствуются... естественным признанием образности, как одного из методов живописания... считают его единственным методом».

По мнению автора статьи, теория имажинизма может нанести урон творчеству Есенина:

«„Я не дам ни одной строки, лишенной образа“, говорит Есенин. Такая нарочитость, надуманность — есть огромная угроза творчеству. Искусство заменяется искусственностью. <...> Отбросить все <...> ценные средства и заменить их одной „образностью“ — это значит обезоружить себя, стать слабее и беспомощнее в трудной борьбе с таким могучим противником, как художественная речь...»

Апрель, 13. «Известия ВЦИК» (№ 80) помещает письмо в редакцию Наркома по просвещению А. В. Луначарского, который в знак протеста против резолюции собрания Московского союза советских журналистов от 4 апреля 1919 г. объявляет о своем выходе из этого союза.

Журнал «Жизнь и творчество русской молодежи» (№ 28—29) публикует статью В. Г. Шершеневича «Искусство и государство»:

«Мы — имажинисты — группа анархического искусства <...> не становились на задние лапки перед государством. Государство нас не признаёт — и слава Богу! Мы открыто кидаем свой лозунг „Долой государство!“».

В заключение автор статьи констатирует усиление позиций имажинизма:

«Нас, поэтов-имажинистов, подписавших первую декларацию имажинизма, было четверо: я, Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев. Ивнев уже погиб (жертва государственного приличия). Его место с лихвою занято: Александром Кусиковым, Николаем Эрдманом, Иваном Старцевым, Сергеем Спасским. Около нас Лев Моносзон и Сергей Третьяков. Под наши знамена — анархического имажинизма — мы зовем всю молодежь, сильную и бодрую. К нам, к нам, к нам».

В № 82 газеты «Рабочий край» (Иваново-Вознесенск) помещается статья Д. Семёновского «Для пролетарских поэтов. IV. Склад».

В статье, посвященной принципам рифмования, автор в качестве примера использования ассонансов приводит строки из поэмы Есенина «Товарищ»:

Он был сыном простого рабочего,
И повесть о нем очень короткая.
Да глаза голубые, кроткие.
 
Отец его с утра до вечера
Гнул спину, чтоб прокормить крошку;
Но ему делать было нечего,

Автор заключает:

«Ассонанс до некоторой степени заменяет рифму, но все-таки рифма лучше ассонанса: звучнее и гармоничнее».

Апрель, 14. Воронежская газета «Огни» (№ 8) публикует дискуссионную статью Н. А. Коптева «Образный образ» (подпись: Василий Задонский), в которой выражается несогласие с И. В. Соколовым (см.: 7 апр. 1919) в оценке имажинизма:

«... Зачем всей русской литературе приписывать причину появления на свет такого урода, каким является имажинизм. <...> Настоящая русская литература, достигшая предела своего развития, находится сейчас в состоянии затишья, замирания, и к ней примазались литературные паразиты, которые высасывают ее лучшие соки...»

Здесь же за подписью Эльве публикуется рецензия на № 8 журнала «Вестник Воронежского округа путей сообщения»:

«Имеется интересная статья <...> В. Матвеева о войне и её отражении в литературе, стихи С. Есенина и др. (выделяются прекрасные две строчки <из стихотворения Есенина „Сохнет стаявшая глина...“>:

У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает)».

Выходит № 2 журнала «Гудки» со статьей Г. Вайнштейна «Крестьянские поэты?» (подпись: Вак).

Время события определяется, исходя из того, что № 2 «Гудков» вышел после 29 марта (29 марта объявлялся выход № 1 «Гудков»), а № 5 этого журнала вышел в мае («Известия ВЦИК», 29 мая, № 115)

В статье содержатся резкие выпады против имажинистов, включая Есенина. Автор не приемлет появление на страницах советской прессы «Магдалин», «Иорданских голубиц», поэтических произведений, где «Облаки лают... Месяца синий оскал на господних плечах... Как корова, хвост задрала заря... Пятками с облаков свесюсь... Господи, отелись... За уши встряхну горы». «Можно бы, конечно, все это за шутку принять; мальчишки, дескать, безобразничают, вот и все» — утверждает он сначала, но затем приходит к иным выводам:

«... главная-то беда в том, что эти безобразники стали (по чьему попустительству?) во главе современной литературы. Конечно, не потому, что сбылось пророчество: „Говорят, что я скоро стану / Знаменитый русский поэт“ — С. Есенин. Нет, знаменитым поэтом Есенин не стал. Он стал имажинистом, и в новой одежде он преподал нам ощенившуюся суку („Советская страна“). И это в то время, когда мир захлебывается в крови гражданской войны, когда у израненного пролетариата кружится голова от напряжений! <...> Я знаю, пролетариат выйдет на свою дорогу, — но зачем же выпустили вперед эту обнаглевшую челядь буржуазии сеять чертополох и забрасывать камнями и без того тернистый путь?»

Апрель, 15 и 16. «Известия Воронежского губернского исполкома...» (№ 82 и 83) печатают объявление:

«На пасхальной неделе выйдет № 4—5 пролетарского двухнедельника „Сирена“.

В номере: стихи Ю. Анисимова, А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, С. Буданцева, С. Богомазова, С. Есенина и мн. др.».

Апрель, 17 или 18. В Воронеже выходит журнал «Сирена» (№ 4—5) со стихотворением Есенина «О Боже, Боже, эта глубь...».

Время выхода журнала определяется с учетом объявлений в газ. «Известия Воронежского губернского исполкома...» (см.: 15 и 16 апр. 1919; 19 и 27 апр. 1919).

Вместе с тем на титульном листе этого номера журнала стоит дата: «30 января 1919 г.». Это, скорее всего, означает, что номер был сверстан до этой даты.

«Новое в искусстве») помещается «Декларация» имажинистов, подписанная:

«Передовая линия имажинистов.

Поэты: Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич.

Художники: Борис Эрдман, Георгий Якулов <...>».

— стихотворение А. Мариенгофа «Небу, небу я сделаю выкидыш...», отрывок из произведения В. Шершеневича «Вечный жид: Трагедия великолепного отчаяния», а также статья В. Шершеневича и Б. Эрдмана «Имажинизм в живописи».

На последней странице номера — объявление о подписке на журнал на 1919 год, в котором перечислены его авторы, в том числе Есенин, Рюрик Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич.

Этот номер журнала стал последним. О том, что это произойдет, предполагала воронежская газета «Огни» (№ 3) еще 10 марта:

«„Сирена“ собирается замолкнуть».

Там же говорилось о призыве «на Украину для партийной и журнальной работы» редактора «Сирены» В. Нарбута. Объявление о подписке на закрывающийся журнал можно объяснить только тем, что оставили неизменной старую верстку, осуществленную в январе.

«Сирена», задуманного редактором как лучший журнал Советской России, явились несвоевременное получение высококачественной бумаги и необходимость изготовления обложки в Москве (см.: Переверзев О. К. Мастеровые Цеха поэтов. В. Нарбут и Дм. Семёновский. — Газ. «Рабочий край», 2001, 12 марта, № 46; Переписка В. Нарбута с Д. Семёновским — ГАИО, ф. 2875, оп. 3, ед. хр. 463. л. 5).

По-видимому, В. Шершеневич несколько преувеличивал, утверждая, что «воронежская поэтическая нота прозвучала на всю страну» (Мой век, 554).

Апрель, 18. В № 54 киевской газеты «Борьба» публикуется статья А. Топильского «Искусство в деревне»:

«Как и в средние века, в деревне почти все искусства еще связаны с церковью. Этим объясняется и то, что современные крестьянские поэты (Есенин, Клюев) так часто мыслят образами Христа, Богородицы и разных святых».

и 27. «Известия Воронежского губернского исполкома...» (№ 86 и 91) печатают объявление о выходе в свет № 4—5 журнала «Сирена» с упоминанием в числе авторов Есенина.

См.: до 30 янв. 1919; 17 или 18 апр. 1919.

Апрель, 23. Есенин присутствует на собрании секции писателей-художников и поэтов Московского союза советских журналистов.

«Известиях ВЦИК» (см.: 13 апр. 1919) названо «не только оскорбительным для Секции, но <и> поспешным», а политика Наркомпроса в деле искусства признана «не соответствующей потребности пролетариата».

Есенин, VII (2), 483—484.

Есенин, VII (2), 484.

Апрель, 24. «Радуница» (1918) поэтессе В. А. Мониной:

«С. Есенин Варваре Александровне Мониной. 1919. 24 апр.».

Есенин, VII (1), 84, 436—437.

В № 89 латвийской газеты «Cina» («Борьба») публикуется редакционный обзор «Имажинизм» с первым в Латвии упоминанием имени Есенина.

Сообщено Э. Б. Мекшем.

«Искусство и революция» в журнале «Жизнь и творчество русской молодежи» (см.: 13 апр. 1919).

Апрель, до 27. Выходит в свет № 1—3 журнала литературы, искусства, науки и жизни «Творчество» со статьей Н. С. Клёстова «Заметки о поэзии и поэтах» (подпись: Н. Ангарский).

Выход журнала в свет датируется по объявлению в «Вечерних известиях Моссовета» от 27 апр. 1919, № 226.

В статье анализируются стихотворные сборники И. И. Ясинского «Воскреснувшие сны», Н. А. Клюева «Медный Кит» и Есенина — «Голубень» (1918) и 2-е издание «Радуницы» (1918).

«певца небес» И. Ясинского к революционной тематике, к попыткам (как оказалось, бесплодным) разъяснения «пролетарского миросозерцания». Жестко критикует Н. Клюева за попытку «навязать пролетариату особую религиозную идеологию»:

«Вся книжка его стихов уснащена текстами церковных книг, перегружена священным писанием, изобилует нарочито придуманными, вымученными словечками».

Переходя к характеристике творчества Есенина, рецензент отмечает:

«Духовное родство с Клюевым у поэта несомненное: та же вычурность, тоже „влеченье — род недуга“ к сказаньям, поверьям, преданьям русского народа... <...> „Младший брат“ Есенин величает г. Клюева „монашьи мудрым, смиренным Миколаем“».

Вместе с тем критик подчеркивает:

«Есенин — поэт с несомненным дарованием, и потому нельзя не пожалеть, что дарование это тратится на ненужное и вредное подражание „старшим“ братьям, на вычурность и рисовку. Там, где Есенин остается самим собой, там у него чувствуется подлинное вдохновение:

... Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что, разгадать не могу.
С громкой песней весной на лугу.
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей... <...>.

Недостаток места лишает нас возможности привести полностью это прекрасное стихотворение. Русь подлинная, настоящая, крестьянская, с ее горем и радостями верно и красиво запечатлена в этом стихотворении, коих у г. Есенина все же не мало».

Рецензент считает также негативным с точки зрения творчества союз Есенина с имажинистами:

«От „школы“ Миколая Клюева, от всех этих „октоихов“, псалмов „Радуниц“ поэт последнее время определенно идет к имажинистам, лавры коих, по-видимому, не дают ему покоя, — и невольно напрашивается вопрос — где же подлинное лицо поэта? И неужели же он так-таки и не найдет самого себя?».

Апрель, 28. Есенин подает заявление с просьбой принять его в члены московского Дворца искусств:

«Во „Дворец искусств“. Заявление. Прошу зачислить меня в число членов Вашего Союза (В литерат<урный> отд<ел>). Сергей Есенин. 28 апр. 1919».

Есенин, VII (2), 204, 292—296.

Есенин значился среди членов этой организации до янв. 1921, когда она была расформирована.

Московский «Дворец искусств» находился в ведении Наркомпроса и, по мысли его организаторов, должен был способствовать объединению деятелей искусства как для развития их художественного творчества, так и для улучшения условий труда и быта.

12 янв. Наркомпрос утверждает разработанный поэтом И. С. Рукавишниковым и принятый на учредительном собрании (см.: 30 дек. 1918) Устав Дворца искусств (Поварская ул., 52), в котором неоднократно будет выступать Есенин.

«Из хроники московской жизни: „Дворец искусств“» (1919):

«В Москве начал свою деятельность „Дворец Искусств“, возникший при Комиссариате Народного Просвещения; задания „Дворца Искусств“ широки;<...> во „Дворце Искусств“ 4 отдела: литературный, художественный, музыкальный и историко-археологический; „Дворец Искусств“ устраивает литературно-музыкальные вечера, лекции, рефераты, дискуссии; он открывает филиальные отделения в провинции <...> в инициативную группу „Дворца Искусств“ вошел ряд художников, поэтов, музыкантов и беллетристов, как-то: И. С. Рукавишников, В. И. Иванов, Г. И. Чулков, М. Криницкий, Андрей Белый, М. В. Сабашникова, <К. Ф.> Юон и пр.».

Переписка, 181.

См. также: Есенин, VII (2), 293; Волжанин О. <Израэльсон О. А.> Дворец искусств в Москве: (письма из Москвы). — Журн. «Вестник литературы», Пг., 1919, № 11, с. 13.

Выходит № 4 газеты «Труд и воля» со статьей В. Шершеневича «Пролетарское искусство».

В ней, в частности, говорится:

«... В данное время никакого пролетарского искусства нет. В самом деле, пролетарские сборники переполнены стихами Блока, Ахматовой, Ивнева и еще более талантливых Есенина, Каменского и др. <...> Ныне подлинным революционным искусством является молодой имажинизм, против которого так борется государство».

Апрель, 30. В № 14—16 «Книжной летописи» регистрируется коллективный сборник «Автографы», среди авторов которого называется Есенин.

См. также: 17... 31 марта 1919.

Апрель, вторая половина (?). «Гудки» (№ 3) помещает статью Г. Вайнштейна «О „пролетарских“ журналах» (подпись: Вак).

Время опубликования статьи определяется, исходя из датировки выхода № 2 и № 5 «Гудков» (см.: первая половина апр. (?) 1919).

В статье критикуются редакции журналов «Сирена», «Зарево заводов» и др. за участие в них непролетарских писателей и поэтов и, в частности, говорится:

«Самарский „Зарево заводов“ зачем-то притянул к себе С. Спасского, Есенина, Клычкова, совершенно ненужных пролетариату...»

Апрель, конец — Май, середина.

События и их рамки устанавливаются по воспоминаниям В. Г. Шершеневича (Мой век, 578, 614—617) с учетом эпизодов деятельности имажинистов в Киеве (см.: 4 мая 1919; 12 мая 1919) и неучастия их в этот период в литературных мероприятиях в Москве.

Есенин из-за приезда З. Н. Райх оставался в Москве, но стихи его не могли не звучать на вечерах имажинистов. Не исключено также, что друзья Есенина (скорее всего, Г. Р. Колобов) передали в редакцию киевского журнала «Красный офицер» рукопись его поэмы «Небесный барабанщик» (см.: до 16 июля 1919).

Поездку в Киев Г. Колобова, А. Мариенгофа и В. Шершеневича должен был венчать грандиозный вечер «Штурм Киева имажинистами», но в день его проведения имажинисты, воспользовавшись представившейся возможностью, отбыли в Москву через Харьков (Мой век, 616).

Приехавшая к Есенину в Москву из Орла З. Н. Райх с дочерью Татьяной останавливается в квартире В. Г. Шершеневича (Крестовоздвиженский пер., 2, кв. 10).

В. Г. Шершеневич вспомнит позже:

«Когда я приехал из Киева или Харькова <возвращение из Киева через Харьков>, я застал у себя в квартире живущую Зинаиду Николаевну Райх. <...> Не могу даже вспомнить, жил ли и Сережа тогда у меня. Во всяком случае, они виделись так мало и так редко, что у меня об них двоих вместе никакого впечатления не осталось. <...> Есенин был слишком занят собой, своими стихами и своей деятельностью, чтоб быть искренне привязанным к женщине».

Мой век, 578.

Л. Г. Варшавский записал в 1974 году беседу с Е. А. Александровой, у которой останавливалась З. Н. Райх:

«Зинаида Николаевна с Танюшей (ей было 11 месяцев) жила в нашей квартире — Арбат, теперь — переулок Яншина <правильно: Янышева (прежнее название Крестовоздвиженского переулка)>, 2, квартира 10. Здесь жила она недели две или три в отдельной комнате. Квартира принадлежала тогда Вадиму Шершеневичу. Там жила и я».

Варшавский и Хомчук, 166.

Есенин встречается с З. Н. Райх в гостинице «Люкс», на квартире В. Г. Шершеневича, в кафе Всероссийского союза поэтов.

События устанавливаются в результате сопоставления высказываний Г. Ф. Устинова («Весной этого же <1919> года к нам приехала жена Есенина» — Памяти Есенина, 82), В. Шершеневича (см. предыд. запись) и датированной дарственной надписи поэта З. Райх на книге «Преображение» с указанием места дарения: Кафе поэтов (см.: 16 мая 1919).

Рамки событий определяются временем отсутствия В. Шершеневича в Москве и отъезда Есенина к С. А. Клычкову (см.: конец мая — около 1 июня 1919), совпадающего с отъездом З. Н. Райх в Орел, куда Есенин писал ей в июне (см.: 18 июня 1919).

В № 3 гомельского журнала «Жизнь — творчество» в рубрике «Новые книги по искусству» сообщается о выпуске Союзом поэтов сборника «Автографы»:

«В книге автографы Луначарского, Якулова, Ясенина <так!>, Бальмонта, В. Иванова, Мариенгофа <...> Шершеневича <...> Кончаловского».

Датируется с учетом выхода первого номера журнала (22 марта 1919) и № 4 (1 мая 1919).

А. Б. Кусиков пишет стихотворение «Кудри день. — Это ты в гранях города гость...».

«4 / 1919») в книге А. Кусикова «В никуда: Вторая книга строк», где оно посвящено «Сергею Есенину» (см.: до 16 окт. 1920).

В стихотворении автор признается поэту, певцу природы, сыну «полей хлебородной тиши» в любви:

Мне в оковах асфальта с тобою легко
Среди бледных, раздавленных лиц...

Апрель, или Май, или «Марфа Посадница» и стихи (кабачок в Георгиевском переулке).

Событие устанавливается по воспоминаниям Г. Устинова: Есенин в это время «окончательно погрузился в свой имажинизм и был в кругу только своей поэтической группы»; поэт жил у Кусикова (до переезда на Богословский; см.: конец июля 1919 — первая половина марта 1920). Время события определяется предположительно, с учетом времени отъезда мемуариста из Москвы.

Г. Устинов в 1926 г. напишет об этой встрече (указав тех, кто в ней участвовал — Скиталец, А. Кусиков, П. Маныч):

«Помню один случай в этом кабачке. <...> Есенин с пылающими глазами прочитал свою „Марфу Посадницу“. И прочитал так, что даже для Есенина такое чтение можно было считать исключительным по силе. Водка по-прежнему стояла нетронутой. <...> Есенин почувствовал искренность нашего восторга, закинул голову, вытянул руки и прочитал еще несколько стихотворений».

Раздел сайта: