Летопись жизни и творчества Есенина.
Москва. 1912—1915.
Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского

Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского

Летопись жизни и творчества Есенина. Москва. 1912—1915. Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского

Московский Городской народный университет
имени А. Л. Шанявского.
Миусская площадь. Фото. Начало XX в.

Краткая справка

Данное учебное заведение учреждено по инициативе московской либеральной интеллигенции и почину генерал-майора А. Л. Шанявского (1837—1905), передавшего в 1905 году в дар Москве свой дом и земельный участок на ул. Арбат для устройства на доходы от них Университета. Московская Городская Дума, принявшая дар генерала, разработала проект Положения об Университете, получивший затем законодательное утверждение. Основной целью Университета провозглашалось «служение широкому распространению высшего научного образования и привлечение симпатий народа к науке и знанию». Присвоение Московскому городскому университету звания «народный» подчёркивало отличие его от правительственных университетов и указывало как на общественный источник средств его существования, так и на общественный характер его образовательных задач.

Университет начал функционировать с 1 октября 1908 года. Через четыре года занятия стали проходить в собственном здании Университета на Миусской площади.

Согласно утверждённому Положению, Университет находился в ведении Московской Городской Думы. Непосредственное управление делами Университета осуществлялось Попечительским Советом и Правлением.

Председателем Правления на 1913—1914 гг. был утверждён (попечителем Московского учебного округа) Михаил Васильевич Сабашников. В январе 1914 года на должность председателя Попечительского Совета был избран и затем утверждён Министром народного просвещения князь В. М. Голицын.

Летопись жизни и творчества Есенина. Москва. 1912—1915. Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского

Альфонс Леонович Шанявский.
Фото. Конец XIX в.

Для выполнения стоящих перед Университетом задач было образовано два отделения: академическое и научно-популярное.

Академическое отделение Университета являлось высшим учебным заведением. Учёба на этом отделении давала систематическое научное образование и была рассчитана на лиц с подготовкой в пределах среднего учебного заведения.

Организация учебного процесса на академическом отделении соответствовала принципам вольной высшей школы и принимала гибкие формы с целью эффективного ответа на многочисленные запросы со стороны общества. Здесь можно было получить впервые общее научное образование университетского характера или дополнить полученное уже высшее образование в иной области знаний. Кроме того, слушателям предоставлялась возможность освежить и углубить свои познания в той именно области, которую они избрали предметом своих жизненных устремлений.

На академическом отделении Университета учебный процесс был организован в рамках двух групп: естественно-исторических наук и общественно-философских наук. В первой группе занятия проводились по учебному плану естественно-исторического цикла. Во второй группе общестенно-философских наук имела место специализация в соответствии с учебными планами общественно-юридического цикла или историко-философского цикла. Желающим предоставлялось право самим составлять для себя учебные планы из преподаваемых в Университете наук, вводя в них предметы одной или разных групп и рассчитывая на прохождение всего учебного плана на любое число лет. Однако таких слушателей находилось немного.

Чтение лекций с целью обеспечения равных возможностей обучения как для неработающих, так и работающих слушателей проводилось на академическом отделении с понедельника по субботу в пределах 5—10 часов вечера, а в воскресенье также и в дневные часы. Кроме чтения лекций, в университете проводились практические занятия, специальные работы и так называемые семинарии не только по предметам естественных, но и предметам гуманитарных наук. Для чтения лекций и проведения семинарских занятий приглашались лучшие научно-педагогические кадры: профессора К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, П. Н. Сакулин, А. Е. Грузинский, М. Н. Розанов, А. А. Кизеветтер, Ю. В. Готье, Г. Г. Шпет и другие. Общий курс обучения был рассчитан на три года.

Научно-популярное отделение Университета было организовано в виде элементарных общеобразовательных курсов и преследовало цель «пополнить и систематизировать первоначальное образование своих слушателей, дать им знания приблизительно в пределах средней школы». На это отделение поступали слушатели, которым «слабая предварительная подготовка или внешние обстоятельства не позволяли сразу отдаться прохождению курса на академическом отделении». На научно-популярном отделении формировались три группы слушателей. Первую — подготовительную — составляли слушатели, получившие лишь начальное образование. Две основные группы отличались акцентом на изучение естественных или гуманитарных наук. Общий курс обучения продолжался 4 года.

Университет организовывал проведение серии специальных курсов: курсы по местному самоуправлению, курсы по кооперации, библиотечные курсы, курсы для приказчиков-товароведов, педагогические курсы, курсы античного искусства и др. Обучение на этих курсах продолжалось от нескольких месяцев до одного года. Устраивались также краткосрочные (как правило, двухнедельные) так называемые эпизодические курсы, «как отклик на вопросы, особенно живо возбуждающие в данный момент интерес общества». Курсовая система использовалась в Университете и для изучения иностранных языков. Существовали одногодичные курсы французского и немецкого языков. Позднее появились курсы английского языка.

При Университете имелись библиотеки: фундаментальная и студенческая. Первая располагала собранием в 50 000 томов по разным отделам науки, во второй имелись наиболее важные сочинения из рекомендуемых преподавателями.

зависимости от национальности и вероисповедания. Дипломов о предварительном образовании не требовалось, проверка знаний при поступлении не производилась. Учёба оплачивалась слушателями. Плата за слушание лекций общественно-юридического, историко-философского и естественно-исторического циклов составляла 40 рублей за отдельный цикл в год. Предоставлялась возможность рассрочки в оплате занятий: 25 руб. перед началом занятий и 15 руб. в начале второго семестра. Плата за отдельные годовые курсы была установлена в размере 10 руб. При оплате краткосрочных курсов плата взималась из расчёта 30 коп. за час.

Каждый слушатель получал, после оплаты учёбы и заполнения соответствующего типографского бланка прошения о зачислении в Университет, именной входной билет, в котором вносились курсы и практические занятия, которые слушатель мог посещать.

Занятия на академическом отделении Университета начинались, как правило, 22 сентября, на научно-популярном — 15 сентября ( в 1914 году соответственно 23 и 16 сентября). С 1-го мая до начала занятий можно было оплатить учёбу и подать прошение о зачислении. День окончания академического года — 1 мая. Университет не налагал на своих слушателей обязательств держать экзамены ни при поступлении, ни при выходе из него. Вместе с тем слушатели по их желанию могли быть подвергнуты поверочным испытаниям, и при успешной их сдаче Правление университета выдавало им особое удостоверение.

Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского сыграл важную роль в распространении высшего образования в России. Достаточно сказать, что в 1915—1916 гг. на академическом отделении Университета обучалось около 3000 слушателей. 20 августа 1919 года академическое отделение Университета влилось в МГУ, а научно-популярное отделение 1 ноября 1920 года объединилось с рабфаком Коммунистического университета.

ЦИАМ, ф. 635, оп. 3, ед. хр. 45, лл. 3—22; ед. хр. 47, лл. 1 и 29; ед. хр. 64а; Москва. Энциклопедия / Гл. ред. А. Л. Нарочницкий. — М.: «Советская энциклопедия», 1980, сс. 661—662.

Бланк прошения о зачислении слушателем Московского Городского народного
университета имени А. Л. Шанявского

Получено...... р..... к
По кв. N.
N входн. бил
N лиц. сч.

В ПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО
НАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА
имени А. Л. Шанявского

Следует.... р..... к

Получить.... р..... к

Фамилия...........
Имя...................
Отчество...........

ПРОШЕНИЕ

учебных заведениях, прошу Правление зачислить меня слушателем курса историко-философского цикла Городского Университета имени А. Л. Шанявского.

На 1913-14 акад. год.

При этом на обороте сего сообщаю о себе следующие сведения:

Подпись слушател........

СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

1.

Возраст (сколько лет)

2.

Вероисповедание

3.

Образование

 

a.

В каком учебном заведении обучались (точное название его)

b.

Кончили в нём курс или нет, если не кончили, то из какого класса вышли?

c.

Если нигде не окончили курса, имеете ли какой диплом об образовании?

d.

Если имеется только домашнее образование, то приблизительный объём его?

4.

Живете ли постоянно в Москве или приехали из провинции (откуда именно) со специальною целью учиться в Городском Университете?

5.

 Род постоянных занятий (должность или профессия) в месте вашего постоянного жительства

6.

Чем занимаетесь в настоящее время в Москве, кроме обучения в Университете

7.

Если до этого года занимались в Университете, то

  a.

Сколько лет занимались на циклах и каких?

  b.

Сколько лет занимались отдельными предметами?

  c.

В течение указанного числа лет занимались в Университете беспрерывно или нет?

8.

Предполагаете ли занятиям в Университете уделять главное внимание по количеству времени и труда?

.........

ЦИАМ, ф. 635, оп. 2, ед. хр. 17, л. 167.

Летопись жизни и творчества Есенина. Москва. 1912—1915. Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского

Бланк удостоверения слушателя Московского Городского
народного университета имени А. Л. Шанявского.

Учебный план историко-философского цикла
на 1913—1914 академический год

Название предметов

Число часов в неделю
1 сем. 2 сем.

Фамилии
гг. преподавателей

Первый год

Логика

2

2

Н. Д. Виноградов

Общая теория права

2

2

В. М. Хвостов

Политическая экономия (Общий курс)

2

2

А. А. Мануилов

Политич. экономия (Кредит и деньги)

 

2

Статистика

1

1

А. Ф. Фортунатов

Общий курс истории Средних веков

2

2

Д. Н. Егоров

История Франции с XVIII века

2

2

С. Ф. Фортунатов

Русская история XIX века

2

2

А. А. Кизеветтер

История русской литературы середины XIX века

2

2

П. Н. Сакулин

История западной литературы эпохи Возрождения

2

2

М. Н. Розанов

итого

17

19

 

Практические занятия:

история Франции

2

2

А. М. Васютинский

новая русская литература

2

2

А. Е. Грузинский

русская история

2

2

 

 

Второй год

2

2

Н. Д. Виноградов

История новой философии (до Канта)

2

2

Д. В. Викторов

История новой философии (от Канта)

2

2

А. В. Кубицкий

Общий курс истории Средних веков

2

2

Д. Н. Егоров

История Франции с XVIII века

2

2

С. Ф. Фортунатов

Русская история XIX века

2

2

А. А. Кизеветтер

Экономическая история средних веков

2

2

Д. М. Петрушевский

История западной литературы эпохи Возрождения

2

2

М. Н. Розанов

Русская литература во второй половине XIX века

2

2

Ю. И. Айхенвальд

 

Русская литература XVIII века

2

2

А. Е. Грузинский

2

2

В. М. Хвостов

История политических учреждений и учений

2

2

Б. П. Вышеславцев

История образования в связи с общим развитием культуры (от конца Средних веков)

1

1

Н. П. Сперанский

итого

25

25

 

Практические занятия:

 

 

 

всеобщая история

2

2

Д. Н. Егоров

логика

2

2

М. П. Поливанов

русская история

2

2

 

 

Третий год

История новой философии (до Канта)

2

2

Д. В. Викторов

История новой философии (от Канта)

2

2

А. В. Кубицкий

Теория исторического процесса

2

2

В. М. Хвостов

Общий курс Средних веков

2

2

Экономическая история Средних веков

2

2

Д. М. Петрушевский

Русская литература во второй половине
X1X века

2

2

Ю. И. Айхенвальд

История западной литературы эпохи Возрождения

2

2

М. Н. Розанов

История искусства

2

2

Н. И. Романов

итого

16

16

 

Практические занятия:

 

 

 

всеобщая история

2

2

Д. Н. Егоров

логика

2

2

М. П. Поливанов

Семинарии:

 

 

 

трансцендентальный идеализм

в немецкой философии

1

1

кн. Е. Н. Трубецкой

философия религии

1

1

история Средних веков

2

2

Д. М. Петрушевский

русская литература

2

2

П. Н. Сакулин

философия Канта

2

2

А. В. Кубицкий

Московский Городской Народный Университет имени А. Л. Шанявского. 1913—1914 академический год. — М.: Городская типография, 1913, сс. 12—13.

Расписание лекций академического отделения Московского
Городского народного университета имени А. Л. Шанявского
(историко-философский цикл) на 1914—1915 академический год

 

Дни

Часы

1-й курс

2-й курс

3-й курс

Понед.

6—8

История западн. лит. XIX в. (эпоха романтизма)
М. Н. Розанов

Истор. западн. лит. XIX в. (эпоха романтизма)
М. Н. Розанов


М. Н. Розанов

 

8—10

История политических учений
Б. П. Вышеславцев

Русская лит. 2-й полов. XVIII в.
А. Е. Грузинский

Русская лит. 2-й полов. XVIII в.
А. Е. Грузинский

Вторн.

6—8

История Германии и Англии в XIX в.
С. Ф. Фортунатов

История Германии и Англии в XIX в.
С. Ф. Фортунатов

 

 

8—10

 

 

Введение в историю искусств
Н. И. Романов

Среда

6—8

Русская история до XVIII века

Русская история до XVIII века
А. А. Кизеветтер

Античое искусство
Б. Р. Виппер

 

8—10

Древне-русская литер. в связи с устно-народной
М. Н. Сперанский

История новейшей философии
Г. Г. Шпет

История новейшей философии
Г. Г. Шпет

Четв.

5—6

Статистика
А. Ф. Фортунатов

 

 

 

6—8

 

Русская литер. в 1-й полов. XIX в.
Ю. И. Айхенвальд

Русская литер. в 1-й полов. XIX в.
Ю. И. Айхенвальд

 

—10

Психология
Д. В. Викторов

Психология
Д. В. Викторов

Основные моменты в истории европ. школы
Н. В. Сперанский

Пятн.

6—8

Политич. экономия (общий курс)
А. А. Мануилов

Русская история XVIII века
Ю. В. Готье

Русская история XVIII века
Ю. В. Готье

 

8—10

 

История этических учений
В. М. Хвостов

История этических учений
В. М. Хвостов

Субб.

6—8


Д. Н. Егоров

История Средних веков (крестовые походы)
Д. Н. Егоров

История Средних веков (крестовые походы)
Д. Н. Егоров

 

Субб.

8—10

Политичес. экономия (кредит и деньги)
В. Я. Железнов

История древней философии
А. В. Кубицкий

История древней философии
А. В. Кубицкий

Воскр.

12—2


Н. Д. Виноградов

Введение в философию
Н. Д. Виноградов

 

 

2—4


В. М. Хвостов

 

 

ЦИАМ, оп. 3, ед. хр. 58, л. 1.

Программы лекций по литературе в рамках
историко-философского цикла Московского Городского

«Русская литература середины X1X века»
1913—1914 акад. год. — П. Н. Сакулин

1.

Историко-культурные условия изучаемого периода.

2.

Идейные направления сороковых годов.

3.

«Натуральная школа» и роман сороковых годов.

4.

Критика Белинского.

5.

Вопрос об отношении эпохи шестидесятых годов к эпохе сороковых годов.

6.

Первая половина шестидесятых годов. Обличительное направление в литературе и подведение итогов в форме художественных обобщений. «Губернские очерки» Щедрина. «Доходное место» Островского. Произведения С. Т. Аксакова. «Обломов» Гончарова. Произведения Тургенева: «Рудин», «Ася» и «Дворянское гнездо».

7.

Литературные типы новых людей: Штольц, Инсаров, Жадов, Калинович, Молотов, Череванин и Базаров.

8.

«мыслящего реалиста». Новые общественные идеалы.

9.

Народ в литературе шестидесятых годов. Чернышевский и его роман «Что делать?».

10.

Поэзия шестидесятых годов: Плещеев, Некрасов, Никитин. Поэты «чистого искусства»: Майков, Фет, Полонский.

11.

Творчество Достоевского в эпоху шестидесятых годов. Л. Н. Толстой в ту же эпоху.

12.

Поворот в общественном настроении. Обличение нигилизма в литературе. «Дым» Тургенева. «Обрыв» Гончарова. Сатира Салтыкова. Общая оценка эпохи шестидесятых годов.

—160.

«История западной литературы XIX века»
1914—1915 акад. год — М. Н. Розанов

1.

Англия в начале X1X века. Эпоха реакции. Её особенности в Англии.

2.

Зачатки английского романтизма в литературе XVIII века.

3.

«Озёрная школа». Вордсворт. Кольридж. Соути.

4.

Вальтер Скотт. Томас Мур. Китс.

5.

Шелли.

6.

Байрон. Его жизнь и творчество. Влияние в европейских литературах.

7.

Английский роман. В. Скотт. Диккенс. Теккерей.

8.

9.

Старшее поколение романтиков. Бр. Шлегели. Тик. Ваккенродер.

10.

Новалис.

11.

Младшее поколение романтиков. Брентано. Арним. Клейст.

12.

Гофман.

13.

14.

«Молодая Германия». Берне.

15.

Гейне.

ЦИАМ, ф. 635, оп. 3, ед. хр. 58, л. 18.

«Древне-русская литература в связи с устно-народною»
—1915 акад. год — М. Н. Сперанский

Введение: история изучения древне-русской и устной литературы. Вспомогательные науки и дисциплины. Историко-сравнительный метод. Литература Киевского периода: Русское племя. Эпоха дохристианская. Христианство. Устная словесность и книжная.

Литература переводная. Литературный язык. Литература оригинальная. Летопись. Слово о полку Игореве.

Литература Московского периода: начатки её. Киевская традиция на Северо-Востоке. Великорусское племя. Московская идеология. Начало западных влияний. Устная словесность в Московское время. Влияние Польское. Юго-Западное влияние. Устная литература и книжная в XVIII веке. Итоги.

ЦИАМ, ф. 635, оп. 3, ед. хр. 58, л. 18 об.

«Русская литература второй половины XVIII века»
1914—1915 акад. год — А. Е. Грузинский

1.

Умственные и литературные течения второй половины восемнадцатого века. Знакомство с литературой французской «Эпохи просвещения». Классицизм. Сантиментализм. Национальная струя. Масонство.

2.

Литературная деятельность императрицы Екатерины. Новиков. Радищев, Журналы.

3.

Переводной и оригинальный роман XVIII века.

4.

5.

Театр. Трагедия. Мещанская драма. Опера. Комедия. Княжнин. Капнист. Лукин. Аблесимов. Матинский.

 

6.

Чулков. Львов. В. Майков. Херасков. Богданович.

7.

Державин.

ЦИАМ, ф. 635, оп. 3, ед. хр. 58, л. 18, об.

«Русская литература в первой половине XIX века»
1914—1915 акад. год — Ю. И. Айхенвальд

Литературная традиция, перешедшая из XVIII века в XIX-й. Значение сентиментализма и, особенно, Карамзина в нашей словесности. Романтизм и Жуковский. Классицизм и его отражение у Батюшкова. Самобытные и заимствованные элементы в творчестве Крылова и Грибоедова. Пушкин и пушкинская плеяда. Центральное положение Пушкина в новой русской литературе. Поэзия Лермонтова; отражение байронизма в нашей словесности. Гоголь и русский реализм. Философская поэзия Баратынского и Тютчева. Поэзия деревни — Кольцов.

ЦИАМ, ф. 635, оп. 3, ед. хр. 58, л. 18 об.

Дополнительные пояснения Ю. И. Айхенвальда

Лектор рассмотрит художественное творчество следующих писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Крылова, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тютчева, Баратынского, Кольцова.

Во главе угла ставя характеристики названных авторов, как творческих индивидуальностей, лектор, однако, сделает попытку наметить те общие их черты, те важные точки соприкосновения, которые в своём целом образуют нечто единое, живой духовный организм нашей литературы. <...>

В средоточии курса будет находиться поэзия Пушкина; ей предполагается уделить наибольшее число лекций, её преподаватель рассмотрит, как художественное единство, великое целое, от которого радиусами исходят и к которому приходят все важнейшие явления нашей словесности. <...>

Саводник: «Очерки истории русской литературы XIX века». В. I, ц. 1 р. 35 к., в. II, ц. 1 р. 25 к.

«История русской литературы XIX века», под ред. Овсянико-Куликовского, ц. 35 р. (по подписке).

Нестор Котляревский: «Литературные направления Александровской эпохи». СПб, 1907, ц. 1 р. 25 к.

Н. Котляревский: «Старинные портреты». СПб., 1907, ц. 2 р.

Ю. Айхенвальд: «Силуэты русских писателей». В. I, ц. 2 р. 20 к., в. II, ц. 1 р. 60 к., в. III, ц. 1 р. 75 к.

Ю. Айхенвальд: «Пушкин», ц. 80 к.

«Вечные спутники». СПб., 1897, ц. 2 р.

Мережковский: «Поэт сверхчеловечества».

Александр Веселовский: «В. А. Жуковский». СПб., 1904, ц. 3 р.

Александр Веселовский: «Западное влияние в новой русской литературе». СПб., 1896, ц. 1 р. 75 к.

ЦИАМ, ф. 635, оп. 3, ед. хр. 64а, л. 56 об.

Летопись жизни и творчества Есенина. Москва. 1912—1915. Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского


и литературовед,
профессор Московского Городского
народного университета
имени А. Л. Шанявского.

Летопись жизни и творчества Есенина. Москва. 1912—1915. Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского

Иван Алексеевич Белоусов
и профессор Московского Городского
народного университета имени
А. Л. Шанявского А. Е. Грузинский.

Летопись жизни и творчества Есенина. Москва. 1912—1915. Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского

Семен Дмитриевич Фомин,
поэт и прозаик, участник Суриковского
литературно-музыкального кружка.
Фото. Конец 1920-х годов.

Летопись жизни и творчества Есенина. Москва. 1912—1915. Московский Городской народный университет им. А. Л. Шанявского


Фото. Начало XX в.

Разделы сайта: