Зинин Сергей: Татьяна Есенина дочь Сергея Есенина
Есениноведы и есенинолюбы.

Есениноведы и есенинолюбы.

Интерес к творчеству С. А. Есенина оживил в стране движение есенинолюбов, где тон задавала общественная организация «Радуница». Это были страстные поклонники есенинской поэзии. Благодаря их стараниям и энтузиазму, повсеместно стали звучать стихи любимого поэта, проводились литературно-поэтические вечера, организовывались выставки. Есенинолюбы выясняли и уточняли различные факты биографии поэта, определяли время создания есенинских произведений, устанавливали лиц, с которыми был в дружбе или во вражде любимый поэт. В сфере их интересов оказалась и Татьяна Сергеевна. Ей писали письма, присылали газетные и журнальные публикации о Сергее Есенине, напрашивались в гости.

Из ташкентских есенинолюбов Татьяна Сергеевна познакомилась с Вадимом Николюком, страстным поклонником есенинской поэзии. При встречах он рассказывал о встречах с Иваном Гавриловичем Онищенко, автором одного из скульптурных портретов Сергея Есенина. В. Николюк любил читать друзьям стихи поэта. Увлекаясь живописью, он старался выразить в набросках и рисунках свое понимание лирики С. Есенина. Обладая замечательной памятью, несомненным художественным даром и романтическим мироощущением, Вадим как бы полностью погрузился в живописно-поэтический мир Сергея Есенина. В1971 г. он выезжает на родину поэта, затем берет академический отпуск, и целый год работал в Музее С. Есенина в Константинове. Его покорила красота воспетого Есениным «любимого края». Это чувство реализовал в серии художественных картин, озаглавленных есенинскими строками, а также в стихах, посвященных поэту. Десять своих картин В. Николюк безвозмездно подарил Константиновскому музею, которые долгие годы включались в общую экспозицию выставочного зала.

Для дипломной работы В. Николюк выбрал тему «Публицистичность в поэзии Есенина (газета, выступления)». На конкретном материале он раскрыл патриотические и гражданские мотивы в творчестве Есенина. Для сбора материалов к дипломной работе выезжал вновь в Константиново, работал в библиотеке и знакомился с архивными документами музея. О жизни С. Есенина много узнал из общения с сестрами и племянницами поэта.  

отмечала, что «современный этап литературной публицистики, безусловно, предполагает одну из существенно важных сторон познания художественно-публицистических особенностей творчества Сергея Александровича Есенина. В этом аспекте специального исследования ранее не проводилось. Поэтому тема, избранная В. Николюком, - о публицистичности в поэзии Есенина, весьма актуальна.

Оперируя фактическими данными есениноведа Ю. Л. Прокушева, хронологическими возможностями В. В. Белоусова, маяковсковеда В. О. Перцова и др., а также используя доступные архивные, газетные материалы и литературные источники публицистического характера, автор провел исследование по вышеуказанной теме. Им приведен обширный список литературных источников в виде библиографии, включающий соответствующий перечень марксистско-ленинских первоисточников, в свете идей которых освещаются в работе существенные положения».

Обстоятельно рассмотрев содержание дипломной работы по главам, пришла к выводу: «В целом исследование В. Николюка по избранной теме заслуживает высокой оценки. По важности затронутых проблем результативные положения автора о характере публицистичности в поэзии С. Есенина, включая газетные и другие выступления, являются существенным этапом в литературно-публицистическом исследовании, которое целесообразно далее продолжить. Исходя из вышеизложенного, представленная В. Николюком работа вполне достойна присуждения диплома журналиста. Редактор издательства «Фан» Журналист (Т. С. Есенина). Ташкент, 25 июня 1973 года».

В дальнейшем В. Николюк, работая в редакциях местных газет, постоянно уделял внимание есенинской теме. С большим успехом в1975 г. прошла выставка его картин в фойе Окружного Дома Офицеров. Т. С. Есенина в книге отзывав оставила следующую запись: «Не преувеличивая, скажу, что мне не приходилось еще встречать более удачных попыток выразить настроение поэзии Есенина средствами живописи». О молодом художнике журнал «Звезда Востока» опубликовал лестный отзыв Г. Леонидова «Несказанное, синее, нежное…». 

Татьяна Сергеевна расширяет творческие и деловые контакты с есениноведами и есенинолюбами страны. Получает письма от совершенно незнакомых ей людей. В письмах авторы выражали свое восхищение есенинской поэзией. Присылают иногда книги о творчестве С. А. Есенина, оттиски журнальных научных публикаций. 12 октября1976 г. получила оттиск из журнала «Русская литература» (1976, № 3) со статьей Л. Варшавского и Н. Хомчук «К биографии Сергея Есенина (З. Райх и С. Есенин)» с дарственной надписью «Дорогой Татьяне Сергеевне Есениной с великой благодарностью. Варшавский». (Хранится в Музее С. Есенина в Ташкенте).

«Сергей Есенин. Раздумья о поэте» (М., 1974), А. Волкова «Художественные искания Есенина» (М.,1976), другие издания. «Мое знакомство с Татьяной Сергеевной, дочерью поэта, - писал И. П. Козлов, - произошло а Ташкенте, куда я был направлен для дальнейшего прохождения военной службы по окончании Великой Отечественной войны. (…) По окончании военной службы я целиком посвятил себя лекционной пропаганде жизни и творчества С. А. Есенина. Наши встречи и беседы с Татьяной Сергеевной были откровенными и содержательными. Мне, государственному тренеру шахматно-шашечного отдела Спорткомитета СССР было приятно узнать об ее увлечении шахматами.

Как-то в одну из встреч зашел разговор о моей деятельности на шахматно-шашечной ниве. Я рассказывал, как был завоеван в Голландии в 1958 году титул чемпиона мира по международным шашкам с первой попытки советским гроссмейстером Исером Куперманом в трудном поединке с канадским гроссмейстером Марселем Делорье - со счетом 11: 9. Особый интерес у нее вызвал рассказ о моих контактах с шахматными гроссмейстерами М. Ботвинником, Д. Бронштейном, А. Котовым, Т. Петросяном, Б. Спасским т другими. Кстати, сестра Бориса Васильевича Ираида Васильевна Спасская, гроссмейстер, 4-кратная чемпионка СССР по шашкам».

На встречах с есенинолюбами Т. С. Есенина рассказывала, что работает над воспоминаниями о родителях, о жизни в доме отчима - В. Э. Мейерхольда. Для использования ее материалов в лекционной пропаганде она задолго до публикации своих мемуаров подарила И. Козлову отпечатанный на пишущей машинке текст воспоминаний. Рассказала о попытке З. Н. Райх написать воспоминания о С. Есенине, но дальше составления плана воспоминаний дело не пошло. Сохранившийся план с трудом поддавался расшифровке. «Есть там один пункт, - говорила Т. С. Есенина, - который читается так: «Слова Ленина». Мне кажется, что я могу расшифровать этот пункт. О каких словах Ленина идет речь. В детстве и юности я не раз слышала и от своей матери, и от отчима Всеволода Эмильевича Мейерхольда, что отзыв В. И. Ленина о Есенине был таков: «Талантлив, но болен…». Были ли эти слова произнесены устно или эти слова написаны Владимиром Ильичем, признаюсь, я этого не знаю и не помню». 

На вопрос, почему она не встречается со своими тетками, которые готовы были оказать ей самой радушное внимание и сердечное гостеприимство, Т. С. Есенина ответила, что она совершала туристическую поездку на теплоходе, который ночью пришвартовался к пристани «Константиново», и с группой туристов поднялась на высокий берег Оки. Внимательно осмотрела помещичий дом Кашиной, сельскую церковь и дом родителей Есенина. К сожалению, ввиду позднего времени она была лишена возможности встретиться с Екатериной Александровной и Александрой Александровной.

После отъезда И. П. Козлова Т. С. Есенина писала ему в Москву:

«28.1У. 78. Дорогой Иван Пименович! Поздравляю Вас со всеми прошедшими и предстоящими праздниками и желаю Вам всяческого благополучия. Вы знаете, разговор о шахматном журнальчике «64» был у нас с Вами давно, и я успела о нем позабыть. Поэтому, когда «64» стали ко мне регулярно приходить, я страшно удивилась, и чуть было не впала в мистику. Ваша открытка объяснила мне, в чем дело. Я очень-очень Вам благодарна, тем более, что нынешний шахматный год - особенно интересный».

Т. С. Есенина проявляет осторожность, когда к ней обращаются с просьбой прислать копии фотографий отца и матери. Иногда ее обманывают. В 1980 году в Ташкенте был в длительной командировке один военный инженер, представился большим поклонником поэзии Есенина, уговорил Татьяну Сергеевну позволить ему перефотографировать имеющиеся у нее фотоснимки З. Н. Райх, обещая прислать копии. Разрешила, но обещанные копии фотографий не получила. Выслала копию редкой дореволюционной фотографии Сергея Есенина исследователю творчества поэта Ю. Л. Прокушеву.

Любила встречаться с рязанцами. Журналист из Скопина Рязанской области В. Абаньшин побывал в гостях у Татьяны Сергеевны, затем в газете «Ленинское знамя» 24 января1981 г. опубликовал очерк «Дочь Есенина».

«А ведь я ее где-то видел», - невольно промелькнуло у него в голове, когда хозяйка квартиры открыла дверь. «Круглый овал белого лица, - писал журналист. – Добрые голубые глаза. Короткие локоны, золотящиеся в электрическом свете. «…Желтоволосый, с голубыми глазами…». Так это портрет Сергея Есенина! Как она похожа на отца! Сходство не стерлось с разностью в возрасте. Вероятно, когда ей было столько же лет, как и ему, она была совершенная копия его…» Гость подарил Татьяне Сергеевне сувенир - декоративный кувшин работы скопинского мастера Александра Ивановича Рожко. Татьяна Сергеевна внимательно рассматривала преподнесенный ей комплект цветных фотографий с изделиями скопинских керамистов М. М. Пеленкина, Н. К. Насоновой, А. И. Рожко.

При встрече хозяйка квартиры высказалась о подаренном сборнике Андрея Вознесенского:

Вспоминали Николая Рубцова:

- Читала - приносили… В продаже не встречался… Сейчас у нас тяга к литературе возросла до такой степени, что книги раскупаются моментально.

Заинтересовалась поэзией рязанца Евгения Маркина.

Прослушали в магнитофонной записи песню о Сергее Есенине в исполнении Владимира Сенахина, активного участника художественной самодеятельности.

2 марта1992 г. Т. С. Есенина выслала В. А. Абаньшину с дарственной надписью журнал «Согласие». «Дорогой Виталий Александрович! – писала она. - Наконец-то посылаю журнал. Собиралась это сделать гораздо раньше, но у меня, как и прошлой зимой, жестокая гипертония, пойти на почту - целая проблема. Потомство бегает за лекарствами, но в других делах выручать меня не успевает. У нас недавно появилось два младенца - Сережа (у внучки Зины) и Дарья (у внучки Анюты). Журнал «Согласие» выпускает всего четыре человека, из-за этого много ошибок, как и, впрочем, в большинстве сегодняшних редакций и издательств. Кое-что я исправила, но есть ошибки неисправимые - это нарушение смысла из-за поспешных сокращений. Корректуру мне в Ташкент не присылали. Будут печатать вторую часть, не буду вылезать из Москвы. Но эту часть еще надо дописать, а я часто болею. Моего «Женю» действительно какое-то издательство (м. б.»Худ. литература») в позапрошлом году собиралось издавать. Но из финансовых соображений пока воздерживается. Ремонт музея вряд ли скоро закончится, то того нет, то этого, то слишком дорого. Большой привет. Т. Есенина».  

В мае1989 г. состоялась встреча с Василием Михайловичем Банщиковым, ученым психоневрапатологом. Он был не только ровесником С. А. Есенина, так как родился в1895 г., но и земляком, родом из села Борец Сапожковского уезда Рязанской губернии. Прошел удивительный путь от крестьянского паренька до признанного ученого, автора многочисленных научных трудов. При встрече речь зашла не только о рязанской земле или проблемах медицины, но и о поэзии Сергея Есенина, стихи которого маститый профессор знал и любил при случае декламировать. На прощание подарил свою объемную книгу «»Проблемы психоневрологии (научные труды)» (М., 1969) с дарственным автографом: «Глубокоуважаемой и Дорогой Татьяне Сергеевне Есениной на добрую память. Земляк и друг С. А. Есенина В. М. Банщиков. Май,1989 г.» (Книга хранится в Музее С. Есенина в Ташкенте).

Переписывалась с есенинолюбом И. А. Синеоким, директором Омского краеведческого музея и обладателя большой коллекции материалов о творческой биографии С. А. Есенина. Просматривая многие газеты и журналы, он некоторые публикации пересылал для ознакомления Татьяне Сергеевне. Однажды прислал большую статью «Смеется в каждой кукле чародей» Ирины Уваровой, но не указал названия и год издания журнала. Статья при чтении произвела хорошее впечатление, о чем Татьяна Сергеевна поделилась с Любой Фейгельман (Рудневой), которая обнаружила статью И. Уваровой в журнале «Декоративное искусство». Ей же удалось разыскать автора статьи, а когда узнала, что И. Уварова едет в командировку в Ташкент, то дала адрес Т. С. Есениной. При встрече Ирина рассказала, что уже 10 лет работает над диссертацией о театральных традициях, хорошо осведомлена о творчестве В. Э. Мейерхольда, надеется на успешную защиту.

В 1980 г. получила от Ирины Уваровой автореферат кандидатской диссертации «Традиции старинного театра и русские сценические искания начала ХХ века», в котором значительное место было уделено режиссерским поискам В. Э. Мейерхольда. Сожалела, что не сможет присутствовать на защите, попросила сделать это сына Владимира

«Еще надо ответить на кучу поздравлений, которые любят присылать есенинские поклонники-пенсионеры. Одна дама просит меня приехать к ней познакомиться, поскольку ей очень одиноко на пенсии. И надо написать в Китай двум преподавателям некоего Нанькайского университета, которые взялись писать книгу о Есенине».

Внимательно следила за публикациями в периодике, порой критически отзываясь о статьях. «Небольшая статья Шаталовой была напечатано сколько-то месяцев тому назад в «Литературке», - писала она Л. Устиновой 9 февраля1980 г – Мне не понравилась её страстная интонация фанатички и её рекомендации - всем, всем. Возможно, такое впечатление создалось из-за того, что она не привела научных данных и выдавала одни эмоции. Возможно, в журнале всё выглядит иначе».

В свободное время любила слушать в записи чтение декламаторами стихотворений. Из Ленинграда прислали пластинку с записью чтения стихов С. Есенина артистом Яхонтовым. Татьяна Сергеевна писала Л. Устиновой: «Я обычно больше люблю слушать поэтов - хоть они и «завывают», но все же доносят музыку стиха, хоть это и получается у них однообразно. Актеры, стремясь не «завывать», звуковой строй стиха, ритм часто теряют совершенно, налегая на «смысл», а этот «смысл» без остальных компонентов никому не нужен. Яхонтов музыку слова доносит великолепно».

В 1991 г. к Татьяне Сергеевне обратились есенинолюбы города Орла, где она родилась. «Многоуважаемая Татьяна Сергеевна! Орловский городской Совет народных депутатов, Орловский горисполком поддержали инициативу творческих коллективов и общественности города Орла об увековечивании памяти Сергея Александровича Есенина и Зинаиды Николаевны Райх, так тесно связанных с нашим городом. Орел, за те годы, что Вы не бывали в нем, пережил и радостные и трагические страницы, изменился неузнаваемо. Изменились места, где стоял Ваш дом, где жили дорогие Вам люди. Орловские ученые и краеведы восстанавливают все обстоятельства, связанные с пребыванием в Орле С. А. Есенина. 27-29 сентября этого года Всесоюзные есенинские чтения будут проходить в Орле, городе, где Вы родились. В дни проведения чтений на месте усадьбы, где стоял Ваш дом, будут открыты памятный знак и мемориальная доска. Уважаемая Татьяна Сергеевна, Ваши земляки – орловцы будут рады видеть Вас в родном городе, мы надеемся на Ваше участие и в чтениях, и во встречах с орловцами в дни празднования 96-1 годовщины со дня рождения Вашего отца - гениального поэта России. С уважением к Вам. Председатель Орловского горсовета Кисляков А. Г. Председатель Орловского есенинского комитета Агарков Г. А.».

Здоровье Татьяны Сергеевны ухудшалось. Приехавшая из Ташкента в Орел на чтения искусствовед А. В. Маркевич передала от имени Т. С. Есениной, что письмо она своевременно получила, но приехать на чтения не может по состоянию здоровья. В городе Орел 28 сентября 1991 года был торжественно открыт Памятный знак С. А. Есенину, созданный скульптором И. Извековым и архитектором Н. Скотниковой. На митинге орловские есенинолюбы выступали со словами любви к величайшему лирику земли русской.  

«В Ташкенте, может, Вы об этом слышали, собираются открывать музей Есенина. Организаторы уверяли меня по телефону, что у них скопилось более 500 экспонатов. Еще я ни с чем этим не успела познакомиться - у меня сейчас живет маленькая внучка и времени уже решительно ни на что не хватает. Большой привет. Татьяна Есенина».

Прочитала в республиканской газете заметку о работе инициативной группы по созданию музея.

14. Х1.78 писала И. П. Карпову: . «Дорогой Иван Пименович! Прямо не знаю, как благодарить Вас за «64». Я теперь уже редко играю в шахматы, но разобрать иногда партию - это мой лучший и ничем не заменимый отдых. «Болела» этим летом за Карпова так, что чуть на самом деле не заболела.

В Ташкенте, представьте себе, собрались открыть музей Есенина, об этом еще весной было сообщение в газете. Устроители музея много раз звонили и грозились прийти в конце лета (когда будет отремонтировано помещение) - «вытягивать» из меня экспонаты. Конечно, я им могла лишь одно пообещать - дать переснять кое-какие фото. Еще Джесси Девис из Англии прислала для них через меня подарок - фотокопию «Радуницы» 1916 года издания. Но вдруг это все заглохло и никто мне не звонит и не приходит. А я даже не пытаюсь выяснить, так как у меня с самого начала не лежит душа к этому делу. Зачем торопиться распылять по разным городам экспонаты, когда еще в Москве нет музея Есенина? Ну, будьте здоровы. Желаю вам благополучия и везения. Татьяна Есенина».

«Дорогой Иван Пименович! – писала она позже. И. П. Карпову. - Поздравляю с Новым Годом, желаю здоровья, удачи и хорошего настроения. Музей в Ташкенте - учреждение, по-моему, симпатичное. Приезжайте познакомиться. Привет. Т. Есенина».  

И. П. Козлов в очередной приезд в Ташкент по предложению Татьяны Сергеевны посетил общественный Музей Сергея Есенина, познакомился с директором В. В. Николюком, который показал ему свой слайд-фильм о поэте, беседовал с А. В. Маркевич и другими активистами музея. В дальнейшем поддерживал контакты с музеем, переписывался с В. Николюком.

Открытие Музея Сергея Есенина в Ташкенте было знаменательным событием в культурной и общественной жизни Узбекистана. Об этом в 1981 году писали центральные и республиканские газеты, говорили в информационных передачах по центральному и местному радио и телевидению.

Повышенный интерес к творчеству С. Есенина, наличие у есенинолюбов интересных материалов о поэте, уточнение сведений о приезде С. Есенина в Ташкент в 1921 году способствовали созданию нового общественного литературного музея. В инициативную группу вошли филологи П. Тартаковский, С. Зинин, художник В. Николюк, искусствовед А. Маркевич, историк-краевед Ю. Гласс, другие активисты. Организационную поддержку оказывали работники учреждений культуры Ф. Ашрафи, Х. Джалалов, М. Ханонянц, руководители общественной организации книголюбов «Китобхон» академик Я. Туракулов, Т. Пустовая, С. Карагодина. В пополнении создаваемого фонда литературного музея приняли участие десятки есенинолюбов столицы Узбекистана и других городов страны. 10 июля 1981 года Музей Сергея Есенина получил постоянную прописку в Ташкенте. Первым директором музея был назначен Вадим Николюк.

«Есенинские чтения» и научно-практические конференции, музыкально-поэтические вечера, встречи с интересными людьми Узбекистана и приезжающими гостями из многих городов страны. В. Николюк, А. Маркевич, С. Зинин выезжали на конференции есенинолюбов в Рязань, Москву, Липецк, Харьков, другие города, устанавливали творческие контакты, приобретали новые ценные экспонаты для музея. Личные контакты с Е. А. Есениной, А. А. Есениной. Н. Д. Вольпин. А. С. Вольпин-Есениным, Т. С. Есениной, К. С. Есениным и другими родственниками поэта позволили пополнить фонд бесценными автографами поэта, прижизненными изданиями, редкими фотографиями. 

«Живописно-поэтический мир Есенина», в котором центральное место занимала тема Востока в поэзии русского поэта. 

Связь с Музеем С. Есенина Татьяна Сергеевна поддерживала постоянно. Она приходила не так часто, как этого желали создатели музея, но всегда звонила, интересовалась проводимыми мероприятиями, новыми поступлениями в фонды музея.

22 марта1984 г. Татьяна Сергеевна писала К. Л. Рудницкому: «Забыла я написать, что негатив снимка Анны Андреевны тут же отдала «активистам» нашего музея Есенина, которые охотно выполняют мои фотографические просьбы. Но вышла задержка из-за того, что не было глянцевой бумаги (её вообще в Ташкенте не было) Теперь посылаю вам наконец четыре снимка…». Копии с редких фотографий С. А. Есенина и З. Н. Райх, рукопись своих воспоминаний о матери Татьяна Сергеевна безвозмездно передала в музей.

прочитал дарственную запись: «Равилю Енакаеву на добрую память. Т. Есенина. 6.1.86».

На одной из встреч в Музее Есенина она сообщила, что у неё дома хранится чемодан, с которым поэт ездил в Европу и Америку. 23 мая1987 г. через сотрудника музея А. В. Маркевич чемодан был передан на хранение в музей. Свой щедрый дар Т. С. Есенина сопроводила дарственной, в которой писала: «Передаю Музею С. Есенина кожаный коричневый чемодан, принадлежащий моему отцу Сергею Александровичу Есенину. Этот чемодан он приобрел во время заграничной поездки и привез его в Москву в 1923 году. В последние дни жизни моего отца этот чемодан находился вместе с другими вещами в пятом номере ленинградской гостиницы «Англетер». Мною и моим братом К. С. Есениным были унаследованы вещи, которые наш отец взял с собой в свою последнюю поездку в Ленинград: сундук-гардероб и три чемодана. В них находились в основном носильные вещи – белье, верхняя одежда, обувь. В 30-е годы моя мать З. Н. Райх и отчим В. Э. Мейерхольд брали с собой коричневый чемодан в поездки по стране и за границу. На крышке заметна процарапанная (не знаю кем) надпись, появившаяся во время одной из заграничных поездок. 23 мая1987 г. Ташкент. Т. С. Есенина». Чемодан занял достойное место в экспозиции музея, а рассказ о нем всегда вызывает неподдельный интерес у посетителей.