Зинин Сергей: Татьяна Есенина дочь Сергея Есенина
Расшифровка «Плана» воспоминаний З. Н. Райх.

Расшифровка «Плана» воспоминаний З. Н. Райх.

Когда Татьяна Сергеевна спасала архив В. Э. Мейерхольда, то она изъяла из него все письма и документы, имевшие отношение к Зинаиде Николаевне. Считала, что документы матери не будут серьезно интересовать работников органов. В военное время документы, хранившиеся на даче в Балашихе, были уничтожены по разным причинам. Оставалось только сожалеть об их пропаже, так как они очень бы пригодились при работе над воспоминаниями о матери и отчиме.

В начале 70-х годов есениновед В. Ф. Земсков прислал Татьяне Сергеевне написанный на полутора страничках план, в свое время составленный З. Н. Райх, который он обнаружил в архиве В. Э. Мейерхольда. Это были сжатые конспективные наброски задуманных матерью воспоминаний. Рукопись состояла из 33-х пронумерованных пунктов, большая часть которых занимала всего одну строчку. В. Ф. Земсков не смог расшифровать многие пункты плана, хотя хорошо знал творческую биографию С. А. Есенина и его окружения, поэтому убедительно просил Татьяну Сергеевну помочь раскрыть смысл плана.

Задача была не из легких. «Написано впопыхах - недописанные и неразборчивые слова, явные описки, неразгадываемые сокращения, - объясняла Т. С. Есенина позже. – Писалось не для чужих глаз. Плану предшествует трудночитаемое замечание, но понять, о чем идет речь, можно: воспоминания должны представлять собой письма, обращенные к разным лицам и расположенные в хронологическом порядке».

 

Удалось, вспоминая рассказы матери, объяснить разделы плана, обозначенные пунктами 1 и 2, касающиеся поездки С. Есенина и З. Райх в деревню под Петроградом, где они пытались поймать в пруду рыбу, играли с друзьями в народную игру горелки, во время которой Зинаида спотыкалась и падала, вызывая своей неловкостью смех. Поддавались расшифровке разделы плана 3 и 4 о знакомстве матери с критиком Р. В. Ивановым-Разумником, которого обожал и ценил С. Есенин; о дружбе с поэтом А. Ганиным, посвятившего Зинаиде Николаевне свои стихи, сберегаемые ею долгие годы. Просматривалось стремление матери рассказать о поездке на «Белое море - Соловки» и посещении Вологодской губернии, где в Кирико-Иулитанской церкви совершилось венчание С. Есенина и З. Райх. Следующие пункты плана - «5. Дни революции - окт.» и « 6. Длинные вечера, короткие дни» - касались первых дней совместной жизни молодоженов на Литейном проспекте в доме № 33. Многое она знала со слов матери, ответила обстоятельно и подробно.

. Привела конкретные факты при расшифровке пункта 8. «Ссора - сожжение пьесы, кольцо, письмо к А. Р., оправдания». Когда-то Зинаида Николаевна рассказывала Тане, как С. Есенин устроил первую сцену ревности, которая хотя и закончилась перемирием, но именно после этой ссоры, по мнению Татьяны Сергеевны, «они перешагнули какую-то грань, и восстановить прежнюю идиллию было уже невозможно».

О чем хотела рассказать З. Н. Райх, намечая разделы «9. Вечер поэзии» и «10. А. Блок», Татьяна Сергеевна не знала. Зинаида Николаевна любила стихи А. Блока, но ни о знакомстве, ни о встречах с поэтом она никогда не говорила. Вероятно, таких встреч и не было.

Кратко раскрыла Татьяна Сергеевна содержание пунктов «11. Москва - письмо., Москва с С-м.» «12. Москва - в гостинице - кафе». По её мнению, мать предполагала рассказать в мемуарах о трудном в материальном и жилищном отношении периоде жизни С. Есенина и З. Райх после переезда из Петрограда в Москву. 

Зинаида Николаевна хотела рассказать о роли имажинистов и, прежде всего, А. Мариенгофа, который сыграл незавидную роль в разрушении семьи Есенина и Райх, , предварительно наметив в плане пункт «16. Встреча в1919 г. «друг». Окончательный разрыв С. Есенина с женой предусматривалось раскрыть в отдельном разделе «19. Осень20 г., зима 20 года (частые встречи). Параллели не скрещиваются». Расшифровала Татьяна Сергеевна намеченные пункты плана о встречах З. Н. Райх с С. Есениным после развода: «20. Встреча (троих) четверых перед Америкой. 1922» и «23. Встреча летом1925 г. Встреча на улице на улице перед смертью в декабре, спина».

Некоторые разделы плана предполагали отражение жизни Зинаиды Николаевны во время первой поездки в Европу. Сюда же должна была быть включена оценка первой сыгранной ею роли Аксюши в «Лесе» А. Н. Островского и др.

Особенно сложно было расшифровать приводимые Зинаидой Николаевной в плане инициалы, например, «27. Роль А. М.». Татьяна Сергеевна считала, что речь могла идти как об Анатолии Мариенгофе, так и об Алексее Максимовиче (Горьком), с которым З. Н. Райх познакомилась в Италии. И в следующем пункте «28. Отношения к В. М. - эпизод с в. -к.» инициалы могли относиться как к Владимиру Маяковскому, так и к Всеволоду Мейерхольду.

Татьяна Сергеевна обратила внимание, что последние пункты намеченного З. Н. Райх плана выходят за рамки строгой хронологии. «Создается впечатление, - сделала она вывод, - что Зинаида Николаевна, поспешно оставив план и перечитав его, в той же спешке стала припоминать и вписывать то, что ею было пропущено, а потом уже написала эти начальные слова - «в хронологическом беспорядке». Таков пункт «30. В театрах: на «Трех сестрах», на «Буре», на «Валкириях», на «Кармен», на «Князе Игорь», который был связан с воспоминаниями о посещении с С. Есениным спектаклей в Питере и Москве до женитьбы и после.

«7. «Пьеса». «Известно, - писала она, - что Есенин начинал работу над пьесой для одного маленького петроградского театра. Содержания не знаю, но сделано было, судя по словам матери, много» Действительно, она в то время не знала, что в данном случае речь шла о пьесе «Крестьянский мир», о которой С. Есенин в1921 г. говорил И. Н. Розанову, что поэма «Пугачев» является вторым его драматическим произведением. «Первое, - разъяснял поэт, - «Крестьянский пир» - должно было появиться в сборнике «Скифы», начали уже набирать, но я раздумался, затребовал его в гранках, как бы для просмотра, и - уничтожил. Андрей Белый до сих пор не может мне этого простить: эта пьеса ему очень нравилась, да и я сам иногда теперь жалею». Со слов матери, Татьяна Сергеевна восстановила картину уничтожения пьесы С. Есениным: Когда Зинаида Сергеевна пришла с работы, то «топилась печь, он сидел перед нею, на корточках, и не сразу обернулся - продолжал засовывать в топку скомканные листы. Она успела разглядеть, что он сжигает рукопись своей пьесы».

На некоторые пункты плана Татьяна Сергеевна ответа не находила. Она писала:

«20. Черный человек - человек и поэт. Мифы и ложь - фантазия, которая не умещалась в стихи». Ответ: «Расшифровать не могу. Ни мне, ни при мне она об этой поэме не упоминала».

«31. Скульптура - дети, Конст. Желание Кости в Тифлисе. Стихи к женщине (Встреча 1927 н. год с Тат. Ис.)».. Ответ: «Расшифровать не могу. Театр Мейерхольда гастролировал в Тифлисе летом 1927 года. «Тат. Ис.» - не напоминает ни о ком».

«32. Эпизоды со станцией в Лапландии и деревне с крещением девочки (Зинаида)». Ответ: «Эти эпизоды, несомненно, относятся к поездке на Север. Я о них не знаю».

«33. Единственное письмо, которое и напечатать нельзя» позволил Татьяне Сергеевне установить время работы матери над планом воспоминаний. Она писала; «Последний пункт подсказывает мне, когда примерно мог быть написан план. Она составила его тогда, когда у неё еще хранилось одно из писем Есенина. Не знаю, сколько всего у нее хранилось его писем, я их не видела, знаю только, что она их постепенно, одно за другим уничтожала. Последнее было уничтожено на глазах у меня, Мейера и Кости. Она не принимала такого решения заранее - письмо попалось ей под руку, когда она что-то искала в своем небольшом письменном столе. Пробежала глазами, порвала и бросила. Мы её не удерживали - её лучше знать, надо ли хранить письмо. Было это в тридцатом».