Зинин Сергей: Татьяна Есенина дочь Сергея Есенина
Воспоминания о матери.

Воспоминания о матери.

Огромный общественный интерес к творческой биографии С. А. Есенина сопровождался публикацией большого количества научной и мемуарной литературы. Выявлялись новые факты биографии поэта, принципиально пересматривалась его роль в русской литературе. Изучалось непосредственное окружение С. Есенина, писали о его родственниках и друзьях. Появилась в это время одна из первых публикаций о Татьяне Сергеевне. Рязанская газета «Приокская правда» 19 июня1971 г. опубликовала статью А. Князева «Дочь поэта».

Татьяне Сергеевне предложили издать «Женю - чудо ХХ века» в Детгизе. Она писала Л. Устиновой осенью1971 г.: «Я сейчас взялась за переделку давным-давно написанной маленькой повести. Есть реальный шанс издать «Женю» плюс эта повесть… в Детгизе. В проспекте на 1972 год моя книга значится как резервная. Но это уже крупный стимул для работы, а какой год получится: 72-й или 73-й, не так уж это важно». Ожидания не оправдались, книга не была издана.

В начале1970 г. знакомая ленинградская художница сообщила, что вышла книга К. Л. Рудницкого «Режиссер Мейерхольд». Татьяна Сергеевна тут же её разыскала и внимательно прочла. Книга произвела на нее большое впечатление. «Немного успела удивиться, - писала она Л. Устиновой, - откуда он взялся, такой нормальный, правильный автор. Дается описание почти всех постановок и очень интересно показана полемика, которая велась вокруг Мейерхольда в течение 40 лет. Особенно интересно читать о дореволюционном периоде, о котором еще никогда не писалось мало-мальски объективной рукой историка».

«Уважаемый Константин Лазаревич! Вам пишет из Ташкента дочь З. Н. Райх (т. е. приемная дочь Мейерхольда). Читая Вашу книгу «Режиссер Мейерхольд», я с первых страниц стала удивляться и радоваться. Радоваться - тому, что Вы очень многое так свободно и спокойно, без лишней полемики, поставили на место. Удивляться - тому, что эта работа вышла в 1969 году. Некоторые страницы вызвали у меня чувство протеста, и я решила Вам написать. Работа Ваша посвящена только творчеству Мейерхольда, и задачу показать что-то через вехи его личной жизни, взаимоотношения с людьми и т. д. Вы себе не ставили. В этом плане и выдержана первая часть книги. Во второй же части появляются отдельные беглые характеристики по типу тех, что вольны давать авторы мемуаров».

Татьяна Сергеевна не могла согласиться с приводимыми в книге оценками творчества В. Э. Мейерхольда некоторыми его современниками. Наибольший протест у неё вызвала интонация, с которой автор монографии подал материал, касающейся актерской судьбы Зинаиды Николаевны Райх. Завязалась переписка, длившаяся около 18 лет, вплоть до смерти К. Л. Рудницкого в 1988 году. В своих письмах Татьяна Сергеевна подробно рассказала о трагических событиях, уничтоживших ее родителей и родительский дом, о спасении архива В. Э. Мейерхольда после его ареста, о сценическом портрете Зинаиды Николаевны Райх. Это были не столько письма информационного характера, сколько в целом захватывающий монолог свидетельницы событий, о которых раньше запрещалось говорить. Это были рассуждения и оценки человека, который все сам пережил.  

Особенно не удовлетворяли Татьяну Сергеевну приводимые в книге сведения о Зинаиде Николаевне Райх. Она писала в Ленинград: «Правда, с матушкой моей сей автор обошелся как-то не очень галантно, видимо, доверившись каким-то авторитетам, хотя о ней, как и вообще об актерах - очень мало».  

В1971 г. Т. С. Есенина закончила писать воспоминания о матери, которые были опубликованы в книге «Есенин и современность» (М., 1975). Основное внимание она уделила малоизвестным фактам из жизни Зинаиды Николаевны до её встречи с Сергеем Есениным и дальнейшей совместной их жизни, а также кратко написала о личных встречах с отцом. Она прекрасно понимала, что на волне активного есениноведения интерес к З. Н. Райх объяснялся изучением биографии С. А. Есенина. Творчество актрисы З. Н. Райх, проявившееся во всем многообразии уже после трагической гибели поэта, не привлекало есениноведов. «Имя Зинаиды Николаевны Райх редко упоминается рядом с именем Сергея Есенина, - объясняла сложившуюся ситуацию Т. С. Есенина. – В годы революции личная жизнь поэта не оставила прямых следов в его творчестве и не привлекала к себе пристального внимания. (…) Образ молодой Зинаиды Николаевны Есениной, жены поэта, трудно восстановить документально. Ее небольшой личный архив пропал в годы войны. До того возраста, когда охотно делятся воспоминаниями, Зинаида Николаевна не дожила. Я немногое знаю из рассказов матери».  

Повышенный интерес к З. Н. Райх стал проявляться при изучении творческого наследия реабилитированного В. Э. Мейерхольда и определения его роли в истории театрального искусства. В биографии знаменитого режиссера Зинаида Николаевна занимала особое место не только как жена, но и как актриса, талант которой раскрывался постепенно.

Николаевна с успехом исполнила роль, хотя и после Аксюши она не сразу почувствовала себя актрисой.

Путь З. Н. Райх как актрисы прослеживался по многочисленным публикациям и отзывам о спектаклях, в которых она играла, а вот её личная жизнь вне сцены не просматривалась. Исследователи столкнулись с отсутствием необходимых документальных источников её биографии. Их не было в архивах, не располагали такими документами и наследники. Когда 4 декабря1978 г. К. Л. Рудницкий направил запрос министру внутренних дел СССР о деле З. Н. Райх, то. 27 декабря1978 г. получил следующий ответ заместителя начальника отдела Главного управления МВД СССР: «Ваше письмо нами рассмотрено. Сообщаю, что Министерство внутренних дел СССР сведениями о месте хранения уголовного дела, возбужденного по факту гибели гражданки Райх Зинаиды Николаевны, не располагает». В КГБ К. Л. Рудницкий обратиться не решился.

Внимательное чтение книги К. Л. Рудницкого, знакомство с другими публикациями о В. Э. Мейерхольде подталкивали Татьяну Сергеевну рассказать подробнее о матери не только как о замечательной актрисе, но и как о заботливой жене, хранительнице домашнего очага и воспитательнице своих детей. Первые наброски воспоминаний о матери относятся к началу 80-х годов. «Года три назад я начала небольшие воспоминания о периоде с 1922 по 1939 год, - писала она К. Л. Рудницкому. – Делается это, конечно, не для печати и безбожно медленно - ничего готового нет. Писательство мне противопоказано. Многолетняя литературная правка (сначала в газете, потом, вот уже 18 лет, - в науке, я литредактор в области биологических наук) породила дурацкое «профзаболевание» - написав две строчки, тянет тотчас же их зачеркнуть. Так вот, в этих воспоминаниях я не собираюсь углубляться именно в то, что вас интересует. Расскажу вам кое о чем, в основном - просто о Зинаиде Николаевне. То, какой она была в жизни, во многом предопределяло то, какою она предстала на сцене».

Татьяна Сергеевна, в основном полагаясь на свою память, восстановила некоторые до этого неизвестные факты из биографии матери. Высказала свою точку зрения о замужестве З. Н. Райх. Была убеждена, что на брак с Мейерхольдом Зинаиду Николаевну подтолкнула не безвыходность создавшейся в ее личной жизни ситуации после разрыва с Сергеем Есениным. . В конце1920 г. Зинаида Николаевна была согласна выйти замуж за человека, с которым познакомилась в Петрограде и который давно её любил, но этот жених оказался в Германии, когда она встретила и влюбилась в В. Э. Мейерхольда. Это были не только глубокие чувства к будущему мужу, но и осознанная вера, что она ему нужна в его творческом росте. «Когда я выросла, - вспоминала Татьяна Сергеевна, - она говорила мне, что не допустила бы расставания Всеволода Эмильевича с его первой семьей, если бы не было ясно, что он там быстро будет стареть и гаснуть. В этом женском царстве, где было три дочери и уже двое внуков (Игорь и Нина, дети Маруси), на Всеволода Эмильевича уже привыкли смотреть как на деда, у которого всё в прошлом. Неумение поставить себя, готовность переносить лишения и неудобства, да ещё радоваться при этом - эти его черты вызывали в ней желание опекать его(…) Мать решила, что она сможет перестроить весь образ жизни Мейерхольда (…). Главной целью матери было - внушить окружающим, в том числе самому Мейерхольду, что его искусство, его занятия, его свободная от всего второстепенного голова, его настроение, режим и отдых - превыше всего. На первых порах это было так трудно, что часто получалась палка о двух концах».

Писать воспоминания о матери было сложно из-за отсутствия многих документов, потерянных в военные годы. В1988 г. Татьяна Сергеевна обратилась в комиссию при Политбюро ЦК КПСС с письмом, в котором просила установить и дать ей сведения о виновниках гибели Зинаиды Николаевны Райх. «Речь идет не только о восстановлении исторической истины, но и справедливости. Загадочное преступление десятилетиями истолковывается по-разному, некоторые версии наносят ущерб памяти моей матери», - писала Татьяна Сергеевна.

«В настоящее время виновных лиц, совершивших убийство Райх З. Н., установить не представляется возможным».