Рецензия на поэму "Черный человек" Сергея Есенина
Ночь, «зловещая птица», покой перекрестка, покрытая «сыпучей и мягкой» известкой равнина, деревья в саду, ставшие всадниками и сеющие «копытливый стук»… Лишь несколько образов, примененных Сергеем Есениным от лица главного героя поэмы «Черный человек», самого автора, вводят читателя в атмосферу нескрываемого ужаса и угнетения под давлением предчувствия важной, но самой нежелаемой в жизни встречи. Встречи не с больным воображением, как считали многие не прочувствовавшие до конца трагедию поэта современники, не с дьяволом, а практически с самим собой, с альтер-эго повествователя.
Поэма «Черный человек» была написана не за несколько дней, и не в 1925 году, незадолго до трагической гибели поэта, что должно было бы свидетельствовать в пользу самоубийства. Она детально разрабатывалась и проходила переработки два года, пока, наконец, не приобрела необходимой поэту не только музыкальной, но и философской, психологической стройности.
Две ее части, разделенные даже в самих себе стихотворной формой – дактилем, используемым в монологе «черного человека», и лирическим, взволнованным хореем – в монологе героя - призваны показать читателю неравную борьбу. В ней столкнулось угнетенное, но стремящееся к справедливости существо автора и самое гнилое, безжалостное второе «я», не желающее принимать никакие оправдания. Последнее не только обличает судьбу и окружение главного героя («Был человек тот авантюрист… К тому же поэт, хоть с небольшой, но ухватистой силою…», «Проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов»), но и сам вынужденно обстоятельствами сложившийся характер Есенина, и основу всего существования человека – любовь.
Так, антигерой предлагает простую модель: «счастье – есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за несчастных всегда известны. Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты». Казалось бы, это лишь издевательское утешение героя,пораженного муками осознания произошедших в его жизни событий. Но дальнейшее повествование «черного человека» приводит к логическому завершению – либо ты встаешь на его сторону и подменяешь черное белым, либо воспринимаешь слова как сарказм, надменный укор, от которого придется защищаться: «В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство».
«скандального поэта», то при следующей встрече, где со дна человеческой души антигерой «водолазовой службы» умудряется поднять еще более сокровенные частицы, борьба оказывается проигранной. Почему взбешен повествователь – Есенин? Только лишь из-за уточнения про Родину поэта – Рязань, которое раскрывает истинные намерения «черного человека»? Или есть более важные перепитии?
Две женщины – две любви поэта – в этой поэме упоминаются тем, кто возник из глубин подсознания. Но если речь об одной из них, знаменитой, великой танцовщице Айседоре Дункан угадывается всеми («И какую-то женщину сорока с лишним лет называл скверной девочкой и своею милою»), то пошлые размышления о второй остаются незамеченными для всех исследователей творчества Есенина до сих пор. Однако с большой долей вероятности можно сказать, что в строках: «Может с толстыми ляжками, тайно, придет «она», И ты будешь читать, свою дохлую томную лирику» говорится о Зинаиде Райх – первой жене «последнего поэта деревни». Во-первых, и друзья Есенина, в частности Анатолий Мариенгоф, и некоторые первые критики новоявленной актрисы, которую на главные роли в своем театре ставил ее второй муж, режиссер Всеволод Мейерхольд, характеризуют Райх как обладательницу пышных форм.
Становится очевидным, что эти две самые сильные любви поэта, также как и талант героя, как смысл его жизни, не с проста осмеяны «черным человеком». Он стремится уничтожить главное - ту почву, на которой еще удается держаться отчаявшемуся герою. Это искаженное сознание погруженного в рефлексию человека, который в одиночестве, не ожидая «ни гостя, ни друга», сталкивается с самим собой. Он «взбешен» и «разъярен» нахальным монологом, стремится если не уничтожить или спровадить гостя, то хотя бы нанести ему ощутимый урон. Однако финал расставляет все по своим местам – орудие мести – трость - летит в зеркало.
Нестерпимые муки души гения Серебряного века, так желавшего походить на своего кумира Александра Пушкина и потерявшего себя в борьбе с собственным сознанием, до сих пор вызывают отклик в сердцах многочисленных поклонников. Тяжелые строки из «Черного человека» врезаются в память любого, кто их читает. Одно из самых пронзительных произведений поэта сливает воедино щемящую лирику и грубую жестокую насмешку. Воистину, «дар поэта – ласкать и корябать». И пока жив русский язык, пока жива «необъяснимая русская душа», будет жить и поэзия, и трагедия великого Сергея Есенина.