Федорова Аннета: Рецензия на поэму "Черный человек" Сергея Есенина

Рецензия на поэму "Черный человек" Сергея Есенина

Черный человек! Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе живешь водолазовой!
Что тебе до жизни скандального поэта?

Ночь, «зловещая птица», покой перекрестка, покрытая «сыпучей и мягкой» известкой равнина, деревья в саду, ставшие всадниками и сеющие «копытливый стук»… Лишь несколько образов, примененных Сергеем Есениным от лица главного героя поэмы «Черный человек», самого автора, вводят читателя в атмосферу нескрываемого ужаса и угнетения под давлением предчувствия важной, но самой нежелаемой в жизни встречи. Встречи не с больным воображением, как считали многие не прочувствовавшие до конца трагедию поэта современники, не с дьяволом, а практически с самим собой, с альтер-эго повествователя.

Поэма «Черный человек» была написана не за несколько дней, и не в 1925 году, незадолго до трагической гибели поэта, что должно было бы свидетельствовать в пользу самоубийства. Она детально разрабатывалась и проходила переработки два года, пока, наконец, не приобрела необходимой поэту не только музыкальной, но и философской, психологической стройности.

Две ее части, разделенные даже в самих себе стихотворной формой – дактилем, используемым в монологе «черного человека», и лирическим, взволнованным хореем – в монологе героя - призваны показать читателю неравную борьбу. В ней столкнулось угнетенное, но стремящееся к справедливости существо автора и самое гнилое, безжалостное второе «я», не желающее принимать никакие оправдания. Последнее не только обличает судьбу и окружение главного героя («Был человек тот авантюрист… К тому же поэт, хоть с небольшой, но ухватистой силою…», «Проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов»), но и сам вынужденно обстоятельствами сложившийся характер Есенина, и основу всего существования человека – любовь.

Так, антигерой предлагает простую модель: «счастье – есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за несчастных всегда известны. Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты». Казалось бы, это лишь издевательское утешение героя,пораженного муками осознания произошедших в его жизни событий. Но дальнейшее повествование «черного человека» приводит к логическому завершению – либо ты встаешь на его сторону и подменяешь черное белым, либо воспринимаешь слова как сарказм, надменный укор, от которого придется защищаться: «В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство».

«скандального поэта», то при следующей встрече, где со дна человеческой души антигерой «водолазовой службы» умудряется поднять еще более сокровенные частицы, борьба оказывается проигранной. Почему взбешен повествователь – Есенин? Только лишь из-за уточнения про Родину поэта – Рязань, которое раскрывает истинные намерения «черного человека»? Или есть более важные перепитии?

Две женщины – две любви поэта – в этой поэме упоминаются тем, кто возник из глубин подсознания. Но если речь об одной из них, знаменитой, великой танцовщице Айседоре Дункан угадывается всеми («И какую-то женщину сорока с лишним лет называл скверной девочкой и своею милою»), то пошлые размышления о второй остаются незамеченными для всех исследователей творчества Есенина до сих пор. Однако с большой долей вероятности можно сказать, что в строках: «Может с толстыми ляжками, тайно, придет «она», И ты будешь читать, свою дохлую томную лирику» говорится о Зинаиде Райх – первой жене «последнего поэта деревни». Во-первых, и друзья Есенина, в частности Анатолий Мариенгоф, и некоторые первые критики новоявленной актрисы, которую на главные роли в своем театре ставил ее второй муж, режиссер Всеволод Мейерхольд, характеризуют Райх как обладательницу пышных форм.

Становится очевидным, что эти две самые сильные любви поэта, также как и талант героя, как смысл его жизни, не с проста осмеяны «черным человеком». Он стремится уничтожить главное - ту почву, на которой еще удается держаться отчаявшемуся герою. Это искаженное сознание погруженного в рефлексию человека, который в одиночестве, не ожидая «ни гостя, ни друга», сталкивается с самим собой. Он «взбешен» и «разъярен» нахальным монологом, стремится если не уничтожить или спровадить гостя, то хотя бы нанести ему ощутимый урон. Однако финал расставляет все по своим местам – орудие мести – трость - летит в зеркало.

Нестерпимые муки души гения Серебряного века, так желавшего походить на своего кумира Александра Пушкина и потерявшего себя в борьбе с собственным сознанием, до сих пор вызывают отклик в сердцах многочисленных поклонников. Тяжелые строки из «Черного человека» врезаются в память любого, кто их читает. Одно из самых пронзительных произведений поэта сливает воедино щемящую лирику и грубую жестокую насмешку. Воистину, «дар поэта – ласкать и корябать». И пока жив русский язык, пока жива «необъяснимая русская душа», будет жить и поэзия, и трагедия великого Сергея Есенина.

Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Раздел сайта: