«Ещё я долго буду петь…»
Патриоту, философу и пророку С. А. Есенину исполняется 120 лет.
От автора
Обращаясь к знаменитому собрату по перу, С. А. Есенин пророчествовал: «Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду петь, чтоб и мое степное пенье сумело бронзой прозвенеть». Написал, словно вспомнил пушкинское: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит». Предвижу, что иной читатель, не особо размышляя над строкой поэта, может заметить: «Выходит, ошибся поэт в прогнозе, коль через год после предсказания ушёл из жизни? Какой уж тут, «долго петь»! Ну что же… С обывательской точки зрения — да, ошибся. С точки зрения духовной, поэтической — не ошибся. Нет. Жив поэт. Жив и сегодня. И эти юбилейные строки о нём, о живом Сергее Есенине.
Что есть «патриот»?
Тема патриотизма, исчезнувшая в «лихие» 90-е годы из сознания россиян, в наши дни, обретает новое, сильное звучание. Что касается незабываемого 2014 года, то во время триумфа Зимней Олимпиады в Сочи, автор ясно осознал, что живёт в великой стране. Воистину великой! Стране, которой можно и должно гордиться по самому высшему счёту. Пришло такое чувствознание… И судя по всему, пришло ко многим россиянам. Между тем, следует признать, что, начиная с годов смуты и безвременья, выросло поколение россиян, не имеющее представление о слове «патриотизм». И наступающий славный юбилей народного поэта и патриота Сергея Есенина, хороший повод, чтобы вернуться к этому непростому, но жизненно необходимому понятию. Что же такое — «патриотизм»? Кого можно считать патриотом? И так ли необходим патриотизм в нашей жизни? Обратимся к энциклопедиям. Начнём со старины.
В словаре Даля читаем: «Патриот, патриотка — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий, отчиный».
В современном Социологическом словаре значится: «Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) — англ. patriotism; нем. Patriotismus. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу*. «Патриотизм — (греч patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа».
Как видим, чувство патриотизма — чувство интернациональное, свойственное всем народам, коль оно входит в языки разных народов. Но у каждого народа оно своё, специфическое. К слову, у американского народа, примером истинного патриота, на мой взгляд, является всемирно известный поэт Уолт Уитмен. Патриот не только Америки, но и всего человечества. Чувство патриотизма у русского народа глубоко духовное, жертвенное, противоречивое, бессознательное и крайне эмоциональное. Чувство, проявляемое в народе открыто, ярко, а значит отовсюду и всем заметное. Не патриотическое ли чувство исторической правоты Отечества перед лицом иных народов вело в бой русские полки? Вело к победе над врагом, не считаясь ни с какими потерями? Искреннее, сердечное признание в любви к Матушке России оставлено на века классиками литературы.
Поэтова любовь
Из стихотворного признания М. Ю. Лермонтова:
Итак, Лермонтов любил Россию «не подчиняясь рассудку странною любовью». У Н. Некрасова, в поэме «Кому на Руси жить хорошо», ярко утверждается упомянутый нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Но парадоксален поэт:
У А. Блока иное представление о России:
И Лермонтов, и Некрасов, и Блок, и Есенин являлись безусловными патриотами Отчизны. Но зададим вопрос: на чём основан русский патриотизм? Ответ будет таков: на вере в лучшее, вернее сказать, на вере в великое будущее России. Вспомним знаменитое тютчевское: «В Россию можно только верить…». А что такое вера? Обратимся к Максиму Горькому: «Вера — не выдумка, ибо вера великое чувство и созидающее! А родится она от избытка в человеке жизненной силы его. Сила эта — огромная суть и всегда тревожит юный разум человеческий, пробуждая его к деянию» («Исповедь).
Замечательно, когда бессознательная вера со временем переходит в осознанную уверенность, в понимании того, что означает Россия для всего мира. Итак, по мнению Максима Горького, патриот — это жизнелюб, оптимист, человек с избытком жизненных сил, готовый отдать все силы на укрепление могущества Родины. И видящий в том цель своей жизни.
Патриот Сергей Есенин
Но был ли на самом деле патриотом России гражданин и поэт Сергей Есенин? Спросим иначе: любил ли Сергей Есенин родину, был ли «ревнителем её блага», готов ли был на жертвы и подвиги во имя её интересов? Одно дело пассивный, созерцательный патриотизм, который называется «квасным». Тот, что смотрит не вперёд, не в будущее, а назад, в прошлое России. И сожалеет о прошлом. И совсем иное дело патриотизм действенный, мобилизующий. Для поэта патриотизм осуществляется за рабочим столом, в творческом труде, в духовной наполненности, в отношении к Отчизне.
Для ответа на поставленные вопросы следует обратиться к документам, связанным с жизнью и творчеством С. Есенина. В первую очередь к творчеству. И конечно, к поступкам. Кому не памятны хрестоматийные строки: «…Не надо рая, дайте родину мою»?
Сыновняя любовь к родной природе красной нитью проходит через всё поле поэзии С. Есенина, который «берёзке каждой ножку рад поцеловать…» Но это в чувстве, в слове? А в жизни, в поступках? Однажды Есенин написал: «В слове я не вру…». Это должно означать, что и на деле Есенин был патриотом России. В отношении к историческим, судьбоносным событиям. Годы 1918-1921 явились для С. Есенина годами преображения. Есенинский оптимизм и призыв к построению светлого будущего переполняет все стихотворения этого периода. Как, например, в стихотворении «Преображение»:
Нет, не только « на словах», но и на деле любил Есенин Родину, обновленную Советскую Россию, готовый «задрав штаны бежать за комсомолом». От гимна родной природе Есенин с энтузиазмом переходит к воспеванию новых, созидательных, подчас трагических перемен в Отечестве. Поэт сознательно принимал участие в увековечении памяти борцов революции, вместе со скульптором Конёнковым работал над памяткой доской жертвам революции.
Страстное желание Есенина исполнилось в ХХI веке. Россия сегодня действительно «вывозит земной шар» на колею партнёрства и сотрудничества народов, повсеместно проявляя мирные инициативы. И это современным недругам России явно не по нраву…
Первые революционные годы (особенно 1918 год) явились для Есенина годами душевного и духовного подъёма. «Для Есенина эта весна и этот год были исключительно счастливым временем. О нём говорили на всех литературных перекрёстках». У Есенина рождаются выстраданные, оптимистические, глубоко продуманные стихи: «Капитан земли», «Гуляй-Поле», «Кантата», «1 мая», «Русь советская». Появляется и слово «преображение», которым он называет одно из стихотворений. Из стихотворения «1 мая»:
Из письма С. Есенина А. Сахарову: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно... Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод... зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину". 1922 год, Европа.
Философ С. Есенин
О чём размышлял юный Есенин? Что занимало воображение начинающего поэта? Высокое или будничное? В 16 лет Есениным написано стихотворение «Звёзды»:
С. Есенин трижды приступал к учёбе. В 1909 году юный поэт, закончив начальную школу в Константиново, уехал поступать во «второклассную учительскую школу», поскольку родители мечтали видеть сына учителем. Школа располагалась в рязанском городке Спас-Клепики, где Есенин «крепко» подружился с А. Г. Панфиловым.
Из письма Сергея Есенина Грише Панфилову от 22 сентября 1913 года: «Дела мои не особенно веселят. Поступил в университет Шанявского гнетет та удушливая атмосфера? Здесь хоть поговорить с кем можно и послушать есть чего. Пока, думаю довольно с меня разводить эти мертвые каракули. Скука невыносимая…»
Третье образование, как следует из письма, Есенин получал в Москве, учась в течение полутора лет на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени Л. Шанявского. Как видим, отошедший от родительской семьи и повзрослевший Есенин, для дальнейшего обучения самостоятельно выбрал историю и философию. И это говорит о многом!
Из «философских» писем Сергея Есенина Григорию Панфилову:
«Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды.» (осень 1912)
«Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны.» (осень 1912)
«Жизнь... Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно. [...] Да, однако, если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы все-таки должны знать, зачем живем. [...] зачем она, жизнь? Зачем жить? На все ее мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетенный из шиповника. Ужели так и невозможно разгадать?» (1912-1913)
«Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в проследовании любви к ближнему.» (осень 1914)
Но, у Есенина, бывали и другие настроения, и тогда поэт обходился без упоминаний о «нелепости жизни»:
народов.
«Перед отъездом из Европы в Америку я вспомнил про "дым отечества", про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги, и стал ругать всех цепляющихся за "Русь", как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию... С того дня я еще больше влюбился в коммунистическое строительство» (1922-1923).
Пророк Сергей Есенин
Не ошибся поэт в предчувствии собственной судьбы.
«В слове я честен», подчёркивал поэт. И действительно, когда Есенин не понимал сути происходящих событий, то находился в растерянности, в подавленности и не скрывал этого: «С того и мучаюсь, что не пойму куда несёт нас рок событий». И тогда стихи Есенина наполнялись особенным трагизмом. Но у поэта случались периоды пророческих прозрений. В эти минуты Есенин, по-видимому, оказывался во власти ясновидения, а затем яснопонимания. В таком случае пророческие прозрения воплощались в удивительные строки:
Согласимся с тем, что приведённые строки написаны поэтом-пророком, поэтом-философом. Только теперь, спустя столетие, представляется в должной мере оценить глубину есенинского прозрения 1918 года. В тот переломный для судеб России год Есенин бессознательно заговорил о приходе Эры Водолея. О новом космо-энергетическом периоде развития человечества («новые в мире зачатья»). О наступлении «Агни-йоги» («в отблеске алых зарниц»). О новом цикле в эволюционном развитии человечества длиною в 2600 лет. И эти прозрения повторяются во многих стихотворениях Есенина.
«Ещё никто не управлял планетой, и никому не пелась песнь моя, лишь только он с рукой своей воздетой, сказал, что мир единая семья». «Капитан земли»).
Эти строки были написаны в 1925 году. Сказано, как и многое, Есениным интуитивно, на бессознательном уровне. А по сути, сказано об «управлении планетой» новыми мощными энергиями Эры Водолея. Эры Нового Времени, грозно заявившей о себе в ХХ веке. Сказано о явлении космической энергии, призывавшей народы мира к объединению и построению «светлого будущего». Он — это В. И. Ульянов-Ленин, «буревестник» Нового Времени.
А что по сути?
«Никем не видимая суша» — это новые общечеловеческие ценности. Свобода, равенство и братство покинули лоно марксовой теории и в ХХ веке принялись, трагически-противоречиво, в боренье со старым, обретать плоть и кровь. Вначале в образовании Советской России, затем Советского Союза, затем мировой социалистической системы. В мировых общественно-политических процессах: образовании Лиги наций, затем ООН, военных союзах НАТО и Варшавского договора. Эти же процессы продолжаются и в ХХI веке: образованием Единой Европы, мировыми миграционными явлениям, религиозными конфликтами, обильным образованием общественных, экономических и политических союзов.
Из стихотворения «Ленин»:
И только теперь, много лет спустя, мы открыли для себя содержание силы, ведомый которой, Ульянов-Ленин сумел «потрясть шар земной». Природа этой силы заключена, повторимся, в приходе на планету качественно новой энергии космического пространства…
«Руси советской»:
в освоении космического пространства. Повторим это историческое прозрение:
«космизм» творчества поэта. Да, Есенин жил на земле, но его взгляд устремлялся в небо, проникал в глубины космоса. По пророчеству Есенина «человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности». Чувствознание Есенина определило Россию, как страну глубоко духовную, несущую бремя таинственной, божественной миссии: «И вся ты смирна и ливан, волхвов потайственно волхвующих». Поэт называл Россию «предначертательницей». Но спросим себя, чего именно «предначертательницей»? Развития человечества? Будущего планеты Земля?
Пророчество на перспективу
«не прошла вражда племён, не исчезла ложь и грусть». Ошибся поэт? Нет, не ошибся. Это прогноз на перспективу. Это дело будущего. И по историческим меркам близкого будущего. И тому есть космобиологическое объяснение. Оно заключается в том, что существует инерция распространения энергии из космического пространства на планету Земля. Точно так же, как существует . Глобальные космические процессы, вызвавшие мировые катаклизмы, занимали весь ХХ век. В силе они остаются и в XXI веке. А порой человеку кажется, что негативы развития общественно-политический и экономической жизни даже усиливаются. Но это не так. Эти явления обязаны пойти на спад. Согласно разработанной автором КЭМРЧ*, противоречивые, антагонистические космоэнергетические влияния на планету Земля прекратятся лет через 100-120. И только тогда жизнь человечества войдёт в созидательное русло. Есть надежда, что к 2150 году человечество обретёт истинную «свободу, равенство, и братство», истинное партнёрство, к которому сегодня идёт тернистыми, а подчас и кровавыми путями.
*Космо-энергетическая модель развития человечества.