Гетманский Э. Д.: Диалог поколений (родословная роспись Сергея Есенина).
Есенина Александра Александровна (сестра)

ЕСЕНИНА Александра Александровна

«Ты мое васильковое слово, я навеки люблю тебя»

Гетманский Э. Д.: Диалог поколений (родословная роспись Сергея Есенина). Есенина Александра Александровна (сестра)

Александра Александровна Есенина (в замужестве Ильина) (1911–1981) — младшая сестра Сергея Есенина — родилась в селе Константиново Рязанской губернии 29 марта 1911 года. Когда родилась маленькая Шура, Серёжа Есенин был вдали от родительского дома в Спас-Клепиках, где он учился. Разница в возрасте между братом и сестрой была почти в 16 лет, но он с огромной нежностью относился к ней, звал ласково — Шура, Шурёнок, Шуревна. В августе 1912 года Сергей Есенин сфотографировался с сестрами Катей и Шурой в московском фотоателье Г. А. Чижова. Маленькую Шуру в семье прозвали «купчихой», так как носила хорошее зимнее пальто, новые валеночки, в наряде была похожа на купчиху. О своей жизни в селе Константиново Шура вспоминала: «Жизнь у нас шла тихо и однообразно, особенно зимой. Рано ложились спать, рано вставали и принимались за те же дела, что и в предыдущие дни: топили печи, ухаживали за скотиной, убирали дом, носили воду… Редко кто из соседей заходил к нам, еще реже мои родители ходили к кому-нибудь из них».

Жизнь менялась с приездом брата в родительский дом. Каждый приезд Сергея Есенина домой был праздником для всей семьи, и в особенности для маленькой Шуры. Почти все свободное время Сергей проводил с сестрами. Шура вспоминала: «У Сергея я многому научилась, он рано научил меня любить книги… Уезжая из деревни, он не брал с собой привезенные книги, и таким образом у нас дома собиралась своя библиотека, благодаря которой еще девочкой десяти-двенадцати лет я знала очень много стихов Некрасова, Никитина, Пушкина, Кольцова, Тютчева, Фета, Майкова и многих других». С раннего детства Александра любила петь русские народные песни. Она вспоминала: «Вечерами собирались все вместе и пели старинные протяжные народные песни. У Сергея было две самых любимых «Это дело было раннею весной» и «Прощай, жизнь, радость моя». Сергей Есенин хотел устроить сестру Шуру в балетную школу Айседоры Дункан, возможно из-за того, что там был интернат. Этот замысел не был осуществлен. Вернувшись из-за границы, Сергей Есенин забрал с собой младшую сестру в Москву в конце 1924 года. Родители отпустили Шуру, а мать благословила дочь в жизненный путь иконой Тихвинской Божией Матери, которую дочь хранила всю жизнь и которая ныне находится в есенинском музее в селе Константиново. Своей квартиры у Сергея Есенина в Москве не было, поэтому, он привёз сестру на квартиру к своему литературному секретарю и доброму другу Галине Бениславской, где он жил вместе со старшей дочерью Катей.

«Вам надо устроиться: уют, и свой уют, — великая вещь. Я знаете, почему это поняла? Из-за Шурки. С тех пор, как она с нами на Никитской, у нас стало очень хорошо: т. е. не внешне, а так — дома хорошо. Она, как это бывает с детьми, внесла уют в нашу жизнь. У нас сейчас по-семейному как-то стало. Бродяжить перестали. Даже я в рамки совсем почти вошла, остепенилась. А Шурка, какая славная. Я и сама не знаю, как это получилось — но я её очень люблю. Она ходит в школу, я с ней арифметикой даже занималась, но теперь она уже нагнала класс. И вовсе она не неспособная, ерунду кто-то на вас говорил. Очень смышленая, но рассеянная». Через месяц Бениславская снова писала поэту: «С возвращением Шурки опять всё по семейному, хорошо и дружно. Опять вовремя спать ложимся и т. д. Оля (Вам, кажется, Катя писала — наша прислуга) нас к рукам прибрала, вообще она и Шурка — это 2 ежовых рукавицы для меня и Кати. У нас теперь семья целая получилась: Шура, Катя, Оля и я и еще наша соседка (Вы её не знаете)». Позже Бениславская сообщала поэту Вольфу Эрлиху: «Живем тихой семейной жизнью — с нами ведь Шурка — потому так хорошо стало. Она у нас строгая и порядок любит». С. Есенин старался научить младшую сестру играть на гармошке. На одной из рукописей поэта Галина Бениславская записала после его смерти: «Гонорар за это — Шурке купить гармонию. Это обязательно. Сергей хотел, чтобы она играла на гармони. 13/1Х – 26». Зная, что Александра приедет из деревни в не очень хорошей одежде, он из Тифлиса напоминал Галине Бениславской: «Успокойте Шуру купите ей сапоги и шубу».

Гетманский Э. Д.: Диалог поколений (родословная роспись Сергея Есенина). Есенина Александра Александровна (сестра)

Сергей Есенин своей маленькой любимице старался сделать приятное, так однажды он развесил на стене картинки, которые Шура перевела на листы бумаги, над ними он повесил лист с надписью «Выставка А. Есениной», а ниже на другом листе написал «Всё продано». Переживал поэт и за то, что у сёстёр в Москве нет своего угла. В письме писателю Николаю Вержбицкому от 6 марта 1925 года он сообщал ему: «На днях покупаю сёстрам квартиру». С. Есенин писал отцу Александру Никитичу: «Беспокоюсь только о Шуре. Из нее что-нибудь выйдет». Чувство любви к Шуре переполняло поэта, своим друзьям он нахваливал младшую сестру: «Она у меня золотой человек». Осенью 1925 года Сергей много и плодотворно работал, Шура вспоминала по прошествии лет: «Он уставал и нервничал, он был рад, когда мы сёстры, приходили к нему. С Катей он мог посоветоваться, поделиться своими радостями, а ко мне относился как к ребёнку, радостно и нежно». В сентябре 1925 года С. Есенин написал четыре лирических стихотворения, посвящённые сестре Шуре — «Ах как много на свете кошек…», «Я красивых таких не видел…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…» и «В этом мире я только прохожий…». Эти стихотворения полны глубокого и светлого чувства братской любви, Два первых стихотворения были написаны 13 сентября 1925 года и событийно связаны между собой.

«Ах, как много на свете кошек»
 
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
И звенит голубая звезда.
 
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
 
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
 
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
 
«Я красивых таких не видел»
 
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде —
Повторяешь ты юность мою.
 
Ты мое васильковое слово,
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
 
Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Осыпаясь под белым окном?
 
Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю — багряной метелью
 
Знаю то, что о нас с тобой вместе
Вместо ласки и вместо слез
У ворот, как о сгибшей невесте,
 
Потому и достался не в срок,
Как любовь, как печаль и отрада,

Шура вспоминала, как эти два стихотворения брата появились на свет: «В один из сентябрьских дней Сергей предложил Соне (С. А. Толстой-Есениной) и мне покататься на извозчике. День был теплый, тихий. Лишь только мы отъехали от дома, как мое внимание привлекли кошки. Уж очень много их попадалось на глаза. Столько кошек мне как-то не приходилось встречать раньше, и я сказала об этом Сергею. Сначала он только улыбнулся и продолжал спокойно сидеть, погруженный в какие-то размышления, но потом вдруг громко рассмеялся. Мое открытие ему показалось забавным, и он тотчас же превратил его в игру, предложив считать всех кошек, попадавшихся нам по пути… Это занятие нас всех развеселило, а Сергей увлекся им, пожалуй, больше, чем я. Завидев кошку, он вскакивал с сиденья и, указывая рукой на нее, восклицал: «Вон, вон еще одна!». Когда мы доехали до Театральной площади, Сергей предложил зайти пообедать. И вот я первый раз в ресторане. Швейцары, ковры, зеркала, сверкающие люстры — все это поразило и ошеломило меня. Я увидела себя в огромном зеркале и оторопела: показалась такой маленькой, неуклюжей, одета по-деревенски и покрыта красивым, но деревенским платком. Но со мной Соня и Сергей. Они ведут себя просто и свободно. И, уцепившись за них, я шагаю к столику у колонны. Видя мое смущение, Сергей все время улыбался, и, чтобы окончательно смутить меня, он проговорил: «Смотри, какая ты красивая, как все на тебя смотрят…». А на следующий день Сергей написал и посвятил мне стихи: «Ах, как много на свете кошек, нам с тобой их не счесть никогда…» и «Я красивых таких не видел…».

«Ты запой мне ту песню, что прежде»
 
Ты запой мне ту песню, что прежде
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
 
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
 
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Лишь немного глаза прикрою —
Вижу вновь дорогие черты.
 
Ты мне пой. Ведь моя отрада —
И опавшие листья с рябин.
 
Ты мне пой, ну, а я припомню
Так приятно и так легко мне
 
Я навек за туманы и росы
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
 
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.

В этом стихотворении Сергей Есенин обращается к Шуре. Он чувствует, что его жизненный путь завершается, поэтому искренне хочет сохранить в своей душе образ родного края с его традициями и устоями, которые ему так близки и дороги. Он просит сестру спеть ему ту песню, которую он слышал в далеком детстве. Находясь вдали от родительского дома, Сергей Есенин мысленно возвращается к старой избушке, которая в детстве казалась ему царскими палатами. Но годы прошли, и теперь поэт осознаёт, что насколько убогим и примитивным был тот мир, в котором он вырос. Но именно здесь поэт чувствовал себя счастливым, что позволяло создавать талантливые стихи. За это он искренне благодарен малой родине, память о которой до сих пор волнует душу. Поэт убеждён в том, что подобные чувства испытывала и его младшая сестра, однако она очень скоро перестала замечать то, что ей по-настоящему дорого. Однако ему искренне жаль сестру, которая ради чужих идеалов отвергает то, что впитала с молоком матери. Поэт убежден, что пройдет время, и взгляды сестры на жизнь вновь изменятся. Но пока, же Шура, кажется, Есенину той нежной и хрупкой берёзкой, что стоит под родимым окном, которая способна прогнуться под первым же порывом ветра, направление которого может измениться в любой момент.

«В этом мире я только прохожий…»
 
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
 
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
 
Это сделала наша равнинность,
И измятая чья-то невинность,
 
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь —

В этом стихотворении, посвящённом сестре Шуре поэт ищет с ней примирения и пытается объяснить ей идейной комсомолке, что выбранный ею путь в жизни ошибочен. Но Есенин понимает и то, что выбранный им путь в жизни далёк от совершенства. Чувствует он и то, что его жизненный путь близится к завершению, и он готов принять всё то, что готовит для него судьба. Он понимает, что его сестре Шуре нет никакого дела до высоких чувств, так как её мысли заняты построением нового общества. Тем не менее, поэт понимает, что рано или поздно жизнь возьмёт своё, и сестра поймёт, что нет ничего более чистого и светлого, чем взаимоотношения двух любящих людей. Поэта удручает то, что Шура забывает о простых и доступных жизненных радостях, то, что она перестаёт замечать, насколько прекрасен родной край, ставший настоящей отрадой для поэта. И хотя сестра Шура считает своего брата человеком не способным проникнуться высокими социалистическими идеями, поэт понимает, что любая власть является временной, а родная земля будет существовать вечно, даря людям ощущение тела, радости и любви. Сестра Александра вспоминала: «Помню, как ходил Сергей: легкой, слегка покачивающейся походкой, немного склонив свою кудрявую голову. Красивый, скромный, тихий, но вместе с тем очень жизнерадостный человек, он одним своим присутствием вносил в дом праздничное настроение. Его всегда тянуло к нам, к своей семье, к домашнему очагу, к теплу родного дома, к уюту. Сергея всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла, которого он, в сущности, так и не имел до конца своей жизни… Зато много было у Сергея рано свалившихся на него забот о нас — близких ему людях. Характер у Сергея был неровный, вспыльчивый. Но, вспылив, он тотчас же отходил — сердиться долго не мог. Сергей был человеком общительным, любил людей, и около Сергея их всегда было много».

Известие о смерти брата застало Александру Есенину в Константиново в конце декабря 1925 года на каникулы, куда она приехала на каникулы. Всей семьёй отправились Есенины в Москву, где 31 декабря 1925 года состоялись похороны Сергея Есенина. Смерть поэта отразилась на беспечной жизни Александры Есениной. Очередным ударом для неё явилось самоубийство Галины Бениславской, от которой она унаследовала ее скромную домашнюю утварь, костюм Есенина и его мундштук. В дальнейшем она свято берегла семейные реликвии. Большую часть вещей С. А. Есенина Александра Александровна передала в Институт русской литературы (Пушкинский дом) в Ленинграде и в Рязанский краеведческий музей. Обе сестры Сергея Есенина Екатерина и Александра собрали рязанские частушки, которые вышли в свет в издании «Частушки родины Есенина — села Константинова» в 1927 году в издательстве «Современные проблемы». В мае 1929 года Александра Есенина вышла замуж за журналиста Петра Ивановича Ильина (1906–1979), с которым счастливо прожила всю жизнь. На свадьбе была бывшая жена Сергея Есенина Зинаида Райх с мужем Всеволодом Мейерхольдом. Они подарили молодожёнам своё фото с дарственными надписями: «В знак радости за счастье молодых — Шуры и Петра Ивановича — пью и приветствую!!! Зинаида Райх». «Молодожёнам счастливого пути до конца их дней вместе, неразлучно… В. Мейерхольд. 26-V-29. Москва». Александра Александровна нигде никогда не работала, воспитывала троих детей: сына Александра Ильина (1930–1977), дочерей Татьяну Ильину (в замужестве Флор-Есенина) (1933–1992) и Светлану Ильину (в замужестве Митрофанову) (1939–2010).

Во время войны А. А. Есенина (Ильина) находилась в эвакуации в Томске. 29 мая 1946 года ей и её матери Татьяне Фёдоровне Есениной предоставили жилую площадь в Москве. Обветшалый дом в родовом селе Константиново 1 мая 1955 года А. А. Есенина передала сельскому совету для открытия в нём библиотеки. В 1956 году Союз писателей СССР включил А. А. Есенину в комиссию по литературному наследию Сергея Есенина. Много сил и энергии вложила А. А. Есенина в создание Есенинского мемориала в Константиново. Она сберегла личные вещи матери поэта и самого Сергея Есенина, его книги, фотографии, рукописи, икону святого Преподобного Сергия Радонежского, подаренная поэту родной сестрой императрицы Александры Фёдоровны Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в Царском Селе в октябре 1916 года во время прохождения им военной службы. Эти и многие другие экспонаты в экспозиции музея позволили увидеть в Есенине не только поэта, но и Есенина — человека. Младшая сестра Сергея Есенина написала книгу воспоминаний «Родное и близкое», рассказала об укладе жизни семьи и родного села начала ХХ века, об отце и матери поэта, а также об отношении Сергея Есенина к родным, землякам и к своей малой родине. Фактически она долгие годы была добровольным экскурсоводом п есенинским местам, вела учет посетителей.

«Александра Александровна была человеком общительным, — вспоминает Е. Астахова. — Была радушной хозяйкой, всех встречала в своем доме. Чаще всего гости располагались на веранде этого небольшого дома. Бывало так, что она не успевала проводить одних гостей, как на пороге дома появлялись другие. Но я не припомню такого случая, чтобы Александра Александровна отказала кому-нибудь во встрече, хотя со здоровьем у нее уже тогда были проблемы. А. А. Есенина опубликовала в «Литературной газете» 1 июня 1963 года письмо, в котором обрисовала неприглядную картину в селе Константиново. По ее словам, сельские дороги разбиты, запущены, в селе Шушпаново разрушен мост, уничтожен большой парк «на горах», нет гостиницы для приезжих, в бесхозном особняке «Анны Снегиной» планируется открыть небольшой молочный завод, рядом со школой и домиком-музеем хотят построить коровник. И это притом, что домик-музей в год посещали до 4 тысяч посетителей, в том числе и из зарубежных стран. На опубликованное письмо откликнулись многие возмущенные читатели. Строительство молочного завода в доме «Анны Снегиной» было отменено, а в 1969 году, после капитального ремонта, в здании открылся литературный музей. А. А. Есенина вела обширную переписку с почитателями есенинской поэзии, литературоведами, учеными, исследующих творчество Сергея Есенин, принимала участие в редактировании и издании сборников и собраний сочинений поэта. До последних дней она боролась за открытие музея Сергея Есенина в Москве, постоянно работала над неоднократно переиздававшейся книгой «Родное и близкое». Умерла Александра Александровна в Москве 1 июня 1981 года и похоронена на Ваганьковском кладбище.

Разделы сайта: