Гетманский Э. Д.: Диалог поколений (родословная роспись Сергея Есенина).
Есенины Никита Осипович и Аграфена Панкратьевна (дедушка и бабушка по отцу)

ЕСЕНИНЫ Никита Осипович и Аграфена Панкратьевна (дедушка и бабушка по отцу)

«Монах» и «Груша-монашка»

Дедушка Сергея Есенина по отцу Никита Осипович Есенин (1843–1885) в молодости хотел уйти в монастырь, за что он и все его потомство получили кличку «монахи» и «монашки». По другой версии прозвище «монах» он получил, потому что поздно, только в 27 лет женился, взяв жёны молодую 16-летнюю Аграфену Панкратовну Артюшину, которая потом по мужу прозывалась «Грушей-монашкой». Старшая сестра поэта Екатерина Александровна говорила, что до самой школы она не знала, что их фамилия Есенины. Дедушка поэта много лет был сельским старостой, умел писать всякие прошения, пользовался в селе большим уважением как трезвый и умный человек. Никиту Осиповича отличали набожность и хозяйственность, эти сильные стороны его характера унаследовали его сыновья и дочери. После смерти Никиты Осиповича на 42 году жизни, Аграфена Панкратьевна осталась одна с малолетними детьми. Бабушка поэта по отцу Аграфена Панкратьевна Есенина (в девичестве Артюшина) (1855–1908) в 1871 году в возрасте 16 лет вышла замуж. Она постоянно давала приют странникам, богомольцам. Очень любила петь. После смерти в 1887 году мужа Аграфена Панкратьевна осталась одна с малолетними детьми. Основным доходом семьи стала сдача дома в аренду художникам, работавшим в константиновской церкви, и монахам, ходившим по деревням с чудотворными иконами. Подрабатывала она также при выполнении обряда причитания по покойникам.

«кулак», которого она ненавидела. Она опасалась того, что её внук, получив такое же имя, как ненавистный ей сосед Сергей будет иметь с ним сходство. Свои опасения она высказала константиновскому священнику Иоанну Смирнову. Он заверил бабушку, что её внук вырастит хорошим и добрым человеком и никакого сходства с её соседом иметь не будет. Есенин крещен в церкви Казанской иконы Божией Матери села Константиново и наречен Сергеем в честь Преподобного Сергия Радонежского. Восприемники: крестный отец — воспитанник Рязанской духовной семинарии 4-го класса Дмитрий Орлов, крестная мать — крестьянка Евдокия Ивановна Титова, жена Ивана Федоровича, старшего сына Ф. А. Титова. Таинство крещения совершили священник Иоанн Смирнов, диакон Трофим Успенский, псаломщик Николай Орлин.

«безупречно нравственной, самоотверженной и трудолюбивой женщиной». Серёжа после рождения жил вместе с мамой в семье бабушки Аграфены Пакратьевны. Семейные отношения родителей Серёжи были сложными, но бабушка Аграфена пыталась содействовать их примирению. Прошло всего три года, его мать из-за разлада с отцом и конфликта со свекровью, ушла из её семьи вместе с сыном Сергеем к свои родителям. Незадолго перед смертью свою заботу о снохе и внуках Аграфена Панкратьевна проявила при разделе недвижимого имущества. Она оставила в своем доме нелюбимую сноху Татьяну, которая отличалась вздорным характером, и ее двоих детей, а сына Ивана Никитича и любимую сноху Софью Яковлевну (Сафронова) с детьми поселила в маленькой избушке. Умерла Аграфена Панкратьевна 16 октября 1908 года. Как это ни странно Сергей Есенин в своих произведениях ни разу не обмолвился о своей бабушке Аграфене Панкратьевне Есениной. Вероятно, это связано с тем, что он у этой бабушки жил до трёх лет и его детская память не сохранила её образ. После скандального ухода матери Татьяны Фёдоровны из дома бабушки к Титовым Серёжа с бабушкой Аграфеной Панкратьевной не общался.

Разделы сайта: