«Умственный мужик»
Дедушка Сергея Есенина по материнской линии Федор Андреевич Титов (1845-1927) был известен в селе Константиново. Многие сельчане занимались отхожими промыслами. С началом весны почти половина мужского населения села уходила на заработки в Петербург. Многие из них нанимались рабочими на плоты или на баржи и плавали до глубокой осени. Потом они объединились в артель, где каждый её член стал сам себе хозяином, приобретя собственную баржу. У Фёдора Андреевича Титова было четыре баржи, нанимал рабочих, он был удачлив, дом его был полной чашей, большая его семья, жили в достатке, семья была зажиточной. Сергей Есенин о своём детстве писал: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду». По настоянию деда Серёжа рано начал одолевать грамоту по церковным книгам. Дед и бабушка оставили внука у себя, а дочь Татьяну — мать маленького Серёжи отправили в Рязань добывать хлеб себе и сыну, за которого приказал ей присылать три рубля в месяц. В семье деда Сергей Есенин жил и воспитывался 12 детских лет. По воспоминаниям его внучки Екатерины Есениной, дед был «умен в беседе, весел в пиру и сердит в гневе, дедушка умел нравиться людям. Он был недурен собой, имел хороший рост, серые задумчивые глаза, русый волос и сохранил до глубокой старости опрятность одежды». По свидетельству родных поэта, многие черты характера Сергей Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного. Федор Андреевич Титов был человеком с большим размахом, любил повеселиться и погулять. Вернувшись в село с заработков из столицы, он устраивал гулянье на несколько дней. Ведрами выставлялось вино, село пило и веселилось. Неделю не смолкали в Константиново песни, пляски игра на гармонях. Погуляв от души, Титов начинал подсчитывать каждую копейку. В благодарение Богу за удачный промысел в Петербурге он установил перед домом часовенку. Историк русской поэзии, библиограф и книговед И. Н. Розанов запишет в 1921 году со слов Сергея Есенина: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, «умственный мужик»…». Дед Федор Андреевич пытался учить внука читать и рассказывал ему притчи из Священного Писания. Дед мальчика был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье. Большое влияние на поэта, оказали иконы, бывшие в доме деда, их «было десять икон в два ряда во весь угол». Среди них были — Казанская Божья Матерь, Тихвинская Божья Матерь, Николай Угодник-чудотворец, Неопалимая Купина, Серафим угодник, Иверская Божья Матерь. Иконописные образы, вошедшие в жизнь Есенина в детстве, стали героями его произведений. Дед часто напевал маленькому Серёже народные песни. Друзья поэта вспоминали: «Он заставлял петь всех приходящих к нему. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную». В народных сказаниях, поговорках, загадках таилось для молодого поэта неисчерпаемое богатство образов, сюжетов, оборотов речи. Среди сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой:
Дед хотел, чтобы внук рос здоровым и мог защитить себя. Сергей вспоминал о деде: «За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Одно из первых своих стихотворений «Дед» начинающий поэт посвятил дедушке Фёдору Андреевичу Титову:
О деде Сергей Есенин говорил и в своем стихотворении «Пантократор» (1919):
Образ деда выведен и в других есенинских произведениях. 1 января 1924 года в «Предисловии» С. Есенин писал: «На ранних стихах моих сказалось весьма сильное влияние моего деда. Он с трех лет вдалбливал мне в голову старую патриархальную церковную культуру». С. Есенин ошибочно причислял своего деда к старообрядцам. 1 июня 1924 года в опубликованном стихотворении «Возвращение на родину» Сергей Есенин рассказал о встрече со своим дедом, который был недоволен проводимой в селе борьбой против религии.
В декабре 1924 года в Батуми С. Есенин написал «Письмо деду»:
Вскоре в семье Ф. А. Титова начались трудные дни. Две его баржи сгорели в пожаре, а две другие утонули во время половодья. Пришлось Ф. А. Титову выполнять различные работы: перевозить барское сено, косить и обмолачивать рожь. С глубокой печалью Ф. А. Титов узнал о смерти внука. На похороны выехать не мог по старости. Литературовед А. Г. Цейтлин писал в статье «На родине Сергея Есенина» («Красная нива», 1926, № 8): «На печке в избе Есениных лежит его дед, глухой старик восьмидесяти с лишком лет. Высокий лоб его почти не имеет морщин, волосы далеко ещё не седы. Но горе свело его щёки, глаза провалились внутрь, глубокие морщины появились у рта. Деду мы обязаны воспитанием Сергея. Он был в деревне одним из самых близких людей. Когда мы прощались с ним, старик с горестью произнес: «Пожалейте нас — мы теперь без Сережи». В июле 1926 года комитет по увековечиванию памяти Сергея Есенина оказал материальную помощь Ф. А. Титову, за что тот в письме 16 июля 1926 года выразил благодарность. В этом же письме писал, что Сергея Есенина он воспитывал не 6 лет, как это утверждал в статье В. Наседкин, а 12 лет, «чем могут подтвердить ближайшие соседи».