Наши партнеры

Гетманский Э. Д.: "Для меня любовь — это страшное мучение".
Августа Миклашевская — "Я чувствовала к нему большую нежность"

Августа Миклашевская — «Я чувствовала к нему большую нежность»

Гетманский Э. Д.: Для меня любовь — это страшное мучение. Августа Миклашевская — Я чувствовала к нему большую нежность

Осенью 1923 года судьба пожаловала Есенину знакомство с великолепной женщиной, первой красавицей Московского Камерного театра Августой Миклашевской. Есенин только что возвратился из-за границы, куда ездил вместе с Айседорой Дункан, и, не удовлетворенный поездкой, искал спасения в вине, женщинах и поэзии. Миклашевская вспоминала: «Познакомила меня с Есениным актриса Московского Камерного театра Анна Борисовна Никритина, жена известного в то время имажиниста Анатолия Мариенгофа. Мы встретили поэта на улице Горького, тогда Тверской». Более близкое знакомство произошло на квартире А. Мариенгофа, об этом позже писала Августа: «Встретились с С. Есениным в конце августа 1923 года. Встречались каждый день. Часто бывали в кафе. Сидели вдвоём. Бутылки за столом никогда не было. Много говорил, как ему трудно было за границей. Очень жалел, что его дети были не с ним. Говорил, что любит Райх, жалел, что она ушла от него. Я узнала Есенина настоящего… Скромного, чистого. Я никогда не думала, что он полюбил меня. Узнав меня, ему многое нравилось в моей жизни, моих поступках, мои мысли. Я чувствовала к нему большую нежность». У Есенина как всегда закрутился роман, но, несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, актриса смогла подчинить сердце разуму. Вскоре в «Стойле Пегаса» в дружеском кругу отмечалась их помолвка, о которой драматург и журналист Осаф Литовский вспоминал: «Очень скромно одетый, какой-то умиротворенный, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская под тонкой синеватой вуалью — зрелище блоковское. Есенин сидел тихо, молча, следя глазами за каждым движением Миклашевской… Счастливы друзья, видевшие Есенина в эту пору его последней, осенней любви». Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана» — «Заметался пожар голубой…», «Ты такая же простая как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер чёрные брови насопил…». Одно из них — «Заметался пожар голубой…» (1923) — было поэтическим признанием поэта в любви к Августе Миклашевской:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
 
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
 
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
 
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
 
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
 
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Августа Миклашевская была красивой, грациозной молодой женщиной, на которую нельзя было не обратить внимания.

Гетманский Э. Д.: Для меня любовь — это страшное мучение. Августа Миклашевская — Я чувствовала к нему большую нежность

Есенин присутствовал на многих вечерах и спектаклях с её участием, дарил ей цветы, оказывал всяческое внимание. Сохранилась записка «Приветствую и желаю успеха», которую С. Есенин передал с корзиной цветов. Августе Миклашевской поэт посвятил стихотворение «Ты такая ж простая, как все…»:

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
 
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
 
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
 
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
 
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
 
Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.
 
Потому и грущу, осев,
Словно в листья в глаза косые…
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.

Миклашевская вспоминала, что в этом стихотворении больше всего самому Есенину нравились строчки «Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада» — и он повторял их. Одно из лучших стихотворений любовной лирики поэт посвятил также своей музе Августе Миклашевской. Это стихотворение «Дорогая, сядем рядом…» поэт подарил Августе 9 октября 1923 года»:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
 
Это золото осенье,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
 
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
 
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.
 
Там теперь такая ж осень…
Клен и липы, в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
 
Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,
 
Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.
 
Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Слушать чувственную вьюгу.

безвозвратно прошла, а в двери стучится золотая осень. Его душа поёт, она полна света, любви и нежности к своей избраннице. Поэт и ведать не ведает, что обожаемая им Миклашевская скоро исчезнет с его небосклона и его ждёт горечь разочарования. Но пока он верит в то, что он встретил то, что так долго искал, хотя ему интуиция и подсказывает ему, что стать по-настоящему счастливым ему просто не суждено. Есенин не знал о том, что сердце Августы было отдано другому. Миклашевская позже об этом напишет: «Последние годы С. Есенин спешил, как будто знал, что ему мало осталось жить. Я же устала и торопиться не могла… А с С. Есениным у нас была чистая, нежная дружба. Но любила тогда я не его, а Лощилина. Ведь сердцу, как говорят, не прикажешь». Чуть больше, чем за год до своей гибели, Есенин написал стихотворение «Я помню, любимая, помню…». В нём поэт обращается с нежностью к своей бывшей возлюбленной Августе Миклашевской. Несмотря на то, что их отношения остались в прошлом, он называет её любимой:

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
 
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
 
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
 
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Цветы на кудрявую прядь.
 
И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть

Расставание — это не трагедия для Есенина, за свою жизнь он много раз проходил через это. В стихотворении высвечивается мысль, что сердце его, хоть и не готово остыть, но отчасти принадлежит уже другой женщине, и прежние чувства он вспоминает, «как будто любимую повесть». В последние месяцы жизни Есенин пытался восстановить отношения с Августой Миклашевской, но она была жестоко оскорблена его изменой и не захотела возвращаться к болезненному прошлому. В ноябре 1925 года Августа Миклашевская последний раз видела Есенина. В декабре ей сообщили по телефону, что Сергей умер. «Ты меня не любишь, не жалеешь…» — последнее стихотворение Есенина, посвящённое ей (в этом вопросе у есениноведов нет единого мнения). Оно было датировано поэтом 4 декабря 1925 года:

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
 
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
 
— они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
 
Пусть твои полузакрыты очи
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
 
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, —
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
 
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
 
И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
 
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
 
И ничто души не потревожит,
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

В этом стихотворении в полной мере отражено ощущение одиночества, горькое сознание оторванности от жизни, характерное для поэта в последние годы жизни. Перед гибелью Есенин был особенно одинок. В данном стихотворении поэт делится с читателями безрадостными мыслями. Главной темой произведения становится несостоявшаяся любовь героя и героини, полное одиночество поэта, пришедшего к определённой черте в отношениях с женщинами и в жизни вообще. Это стихотворение воплощает в себе чувства и мысли самого автора. Можно с уверенностью утверждать, что в стихотворении Сергей Есенин пишет о самом себе, лирический герой и автор едины. Весь стихотворный цикл «Любовь хулигана» с общим посвящением «Августе Миклашевской» был опубликован в книге «Москва кабацкая» в 1924 году. Сохранился экземпляр этой книги с авторским автографом «Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге. С. Есенин. 23. III. 25 г. Москва». В 1960 году Августа Миклашевская написала воспоминания о Есенине «Встречи с поэтом», к сожалению, они нигде не были опубликованы полностью. Осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85 лет, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим, и с поэтом она даже не целовалась. Августа Леонидовна Миклашевская скончалась 30 июня 1977 года в возрасте 86 лет. Её завещание было таким — «Тело сжечь, а пепел развеять по лугам и лесам» — исполнено только наполовину. В последний путь актрису и музу великого поэта провожали сотни поклонников, читались посвящённые ей есенинские стихи. Последний адрес Миклашевской — колумбарий Ваганьковского кладбища, недалеко от могилы Сергея Есенина.

Разделы сайта: