Наши партнеры

Гетманский Э.: "Те, кого любил я, отреклися, кем я жил, забыли про меня".
В. Брюсов — "Это лучшие стихи из всех, что были написаны за последнее время"

«Это лучшие стихи из всех, что были написаны за последнее время»

Гетманский Э.: Те, кого любил я, отреклися, кем я жил, забыли про меня. В. Брюсов — Это лучшие стихи из всех, что были написаны за последнее время

Поэт-символист, драматург, переводчик, литературный критик и историк Валерий Яковлевич БРЮСОВ (1873-1924) родился в Москве, в купеческой семье. В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма: «Новое направление в поэзии органически связано с прежними. Просто новое вино требует новых мехов», — писал он в 1894 году. Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства». Политические взгляды Брюсова в начале ХХ века были расплывчатыми, а лозунг В. Брюсова «Ломать я буду с вами, строить — нет!» были близки к анархической революционности.

Впервые имя В. Брюсова встречается в статье С. Есенина «Ярославны плачут» (1914-1915). Он упоминает его среди поэтов, откликнувшихся на мировую войну. 11 октября 1915 года в газете «Биржевые ведомости» публикуется подборка стихотворений С. Есенина, Н. Клюева, В. Брюсова и др. С. Есенин посещал заседания Московского литературно-художественного кружка, который возглавлял В. Брюсов. С. Есенин хорошо знал поэзию В. Брюсова. Н. Вержбицкий вспоминал, как Есенин вечерами сидел над томиком В. Брюсова и строку за строчкой разбирал структуру стиха. Есенин писал: «Все мы учились у него. Все знаем, какую роль он играл в истории развития русского стиха. Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь после шестидесятников и девятидесятников струю свежей и новой формы».

Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию. Он активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт по-прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. Он работал в Наркомпросе, Госиздате. С июля 1920 года до середины февраля 1921 года В. Брюсов возглавлял образованный в декабре 1918 года Всероссийский союз поэтов. С. Есенин входил в президиум этого союза. В 1921 году В. Брюсов организовал Высший литературно-художественный институт (предтечу Литературного института), сыгравший большую роль в формировании новой поэтической молодежи». Об этом периоде жизни Брюсова Есенин писал: «Брюсов первый пошел с Октябрем, первый встал на позиции разрыва с русской интеллигенцией. Сам в себе зачеркнуть страницы старого бытия не всякий может. Брюсов это сделал». Позже Брюсов преподавал в Коммунистической академии и в Институте слова. Он принимал активное участие в подготовке первого издания Большой Советской энциклопедии, являясь редактором отдела литературы, искусства и языкознания. В 1923 года Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства».

«Конница бурь», где были представлены стихи Есенина. В 1920 году в первом номере журнала «Художественное слово», который редактировал В. Брюсов, была опубликована его рецензия о сборнике «Голубень», в которой говорилось: «В «Голубени» основные черты творчества С. Есенина выступают отчетливо. Иное хорошо задумано и смело исполнено. Не вполне оправдано автором изобилие религиозных и церковных образов. Нам лично впечатления портят неправильные рифмы и ряд сравнений и метафор, вряд ли жизненных, как «дождь пляшет, сняв портки», «на долину бед спадают шишки слов»…».

Журналист и литературный критик Пётр Кузько вспоминал, что С. Есенин, прочитав рецензию, «был очень обрадован». В публикациях В. Брюсова о русской поэзии имя С. Есенина встречается нередко. Таковы статьи «Смысл современной поэзии» (1920), рецензия на книгу «Альманах цеха поэтов. Кн. 2» (1921), «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии» (1922). В начале 1920 годов С. Есенин и В. Брюсов встречались на литературных вечерах в Москве. 20 сентября 1920 года. С. Есенин принимает участие в чтении «О современной поэзии» в Политехническом музее под председательством В. Брюсова. 4 ноября 1920 года В. Брюсов выступил литературным обвинителем на состоявшемся в Большом зале Консерватории «Литературном суде над имажинистами». Он охарактеризовал имажинистов как участников тайного сообщества с целью ниспровержения существующего литературного строя в России. С. Есенину в порядке защиты пришлось отбиваться от подобных обвинений.

16 ноября 1920 года в Политехническом музее состоялся «Литературный суд над современной поэзией», на котором С. Есенин выступал в роли литературного обвинителя, а В. Брюсов был защитником. С. Есенин в своей речи больше всего нападал на футуристов во главе с В. Маяковским. В заключение литературного вечера, на котором В. Брюсов председательствовал, поэты читали стихи. Часть слушателей неодобрительно отнеслась к С. Есенину, когда он при декламации «Сорокоуста» стал произносить грубоватую лексику. Порядок восстановился после убедительных слов В. Брюсова: «Я надеюсь, что вы мне верите. Я эти стихи знаю. Это лучшие стихи из всех, что были написаны за последнее время». В. Брюсов и С. Есенин выступали на вечерах «Современной поэзии» (23 ноября 1920 года) и «Россия в грозе и буре» (6 декабря 1920 года), в конкурсе поэтов (7 декабря 1920 года), «Вечере поэтических школ и групп» (17 октября 1921 года). 6 августа 1921 года в клубе «Литературного особняка» С. Есенин читал «Пугачева», выступали также с чтением своих стихов В. Брюсов и другие поэты. Неоднократно В. Брюсов и С. Есенин выступали на вечерах, проходивших в литературно-художественном институте, на юбилейном вечере Всероссийского союза поэтов. С. Есенин входил в состав юбилейного комитета празднования 50-летия В. Брюсова. Есенин всегда подчёркивал профессионализм В. Брюсова.

Валерий Брюсов был всю жизнь бунтарём в поэзии, ниспровергателем устоявшихся авторитетов, весьма строгим критиком. Он не мог терпеть стихи М. Цветаевой, недолюбливал Анну Ахматову, а к Сергею Есенину относился неизменно благожелательно и всячески поддерживал его и в печатных отзывах, и в устных оценках. Близости между поэтами не было, слишком они были разными во всех отношениях, но В. Брюсов поощрительно относился к Есенину как молодому талантливому поэту!» Есенин написал «Частушки (о поэтах)», где не забыл и своего учителя Валерия Брюсова:

Пляшет Брюсов по Тверской
Дяди, дяди, я большой,
Скоро буду с лысиной.

В частушке С. Есениным «обыграны» стихотворения В. Брюсова «Летучая мышь» (1895), «Крысолов» (1904), «В полдень» («Свершилось! молодость окончена!..» 1904). Для Сергея Есенина, как и для Валерия Брюсова, главное то, что «Нас не забудет Русь». Вот здесь главная точка их пересечения — любовь к России и ответная любовь Родины к своим поэтам. Есенину близки строки брюсовского стихотворения «Я — междумирок. Равен первым»:

Я — междумирок. Равен первым,
— пэр,
И каждым вздохом, каждым нервом
Я вторю высшим духам сфер.
 
Сумел мечтами подсмотреть я
Те чувства, что взойти должны,
Но ныне редким суждены!
 
Но создан я из темной глины,
На мне ее тяжелый гнет.
 
Мне Гете — близкий, друг — Вергилий,
Верхарну я дарю любовь…
Но ввысь всходил не без усилий —
Тот, в жилах чьих мужичья кровь.
 
— твой, Россия, твой по роду!
Мой предок вел соху в полях.
Люблю твой мир, твою природу,
Твоих творящих сил размах!
 
Поля, где с краю и до краю
«в рабском виде» царь небес,
Любя, дрожа, благословляю:
Здесь я родился, здесь воскрес!
 
И там, где нивы спелой рожью
Труду поют хвалу свою,
Безвестный, брата узнаю!

Есенин всегда отмечал высокий профессионализм Брюсова, подчёркивая, что «Брюсов был в искусстве новатором… В то время, когда в литературных вкусах было сплошное слюнтяйство, вплоть до горьких слез над Надсоном, он первый сделал крик против шаблонности своим знаменитым:

О, закрой свои бледные ноги».

Несмотря на все стремления стать частью наступившей эпохи «поэтом Новой жизни» Брюсов так и не смог. В своих поздних стихотворениях он радикально обновляет свою поэтику, используя, как и в годы своей юности, опыт футуризма. В. Ходасевич оценивает этот период творчества Брюсова как попытку через сознательную «какофонию», обрести «звуки новые». Брюсов отрицательно относился к имажинизму, как к литературному течению. Имажинисты тоже не оставались в долгу. Так в «Манифесте» имажинистов было выражено отрицательное отношение к В. Брюсову, который был отнесен к «врагам в отечестве». Подобные оценки не отражали подлинных взглядов С. Есенина, а были данью острой литературной борьбе того времени. В. Брюсов же отметил, что С. Есенину чужероден имажинизм, что «…у Есенина четкие образы, певучий стих и легкие, хотя однообразные ритмы, но все эти достоинства противоречат имажинизму, и его влияние было скорее вредным для поэзии Есенина». 9 октября 1924 года неожиданно от воспаления лёгких умер Валерий Яковлевич Брюсов. Естественно Есенин откликнулся на кончину учителя трогательным стихотворением «Памяти Брюсова»:

Сходим в тишь и грусть,
Но знаю я —
 
Любили девушек,
И ели хлеб
 
Но не любили мы
Продажных торгашей.
 
Мы рифмы старые
Раз сорок повторим.
Пускать сумеем
 
Но все же были мы
Всегда одни.
Мой милый друг,
 
Но помрем и мы, —
Не выпросить нам дней
 
Но крепко вцапались
Валерий Яклевич!

Известие о смерти учителя застало Есенина в редакции тифлисской газеты «Заря Востока». Н. Вержбицкий вспоминал: «Он ходил мрачный, неопределённо и растерянно разводил руками, что-то говорил про себя… Вечером показал мне наскоро набросанную статью под названием «В. Я. Брюсов». Есенинская статья «В. Я. Брюсов» раскрывает мастерство Есенина как критика, публициста, историка литературы. Есенин — один из первых биографов Брюсова. Есенинская оценка творческой индивидуальности, общественно-гуманистической позиции Брюсова в чём-то противоречива и полемична. Но с оценкой Есениным творческого пути Брюсова, нельзя не согласиться: «Умер Брюсов. Эта весть больна и тяжела, особенно для поэтов. Русский символизм кончился давно, но со смертью Брюсова он канул в лету окончательно… Утрата тяжела еще более потому, что он всегда приветствовал все молодое и свежее в поэзии… Брюсов чутко относился ко всему талантливому. Сделав свое дело на поле поэзии, он последнее время был вроде арбитра среди сражающихся течений в литературе… Очень грустно, что на таком литературном безрыбьи уходят такие люди». Когда С. Есенин пытался издать журнал «Вольнодумец», то в отделе поэзии он предполагал представлять не только современных поэтов, но и поэзию старой гвардии (Брюсова, Белого, Блока) посмертно.

Раздел сайта: