Филиппенков Алексей: "До свиданья друг мой, до свиданья" - правда и мифы

«До свиданья друг мой, до свиданья»: правда и мифы

Версия, как и любое явление в этом мире, имеет свою эволюцию. Чтобы понять, правдива та или иная версия, необходимо исследовать каждый предшествующий источник, пока цепочка не выведет в самое начало. Именно так можно понять: на чём основаны те или иные события, достоверны ли факты, на которых они базируются. Этим мы и займемся, анализируя одну из версий, посвященных последнему стихотворению Сергея Есенина.

Филиппенков Алексей: До свиданья друг мой, до свиданья - правда и мифы

Автограф стихотворения «До свидания друг мой, до свидания…»

Согласно официальной версии, накануне смерти, в ночь с 26 на 27 декабря, Сергей Есенин написал стих «До свиданья друг мой, до свиданья…». Написал собственной кровью. На следующее утро он вручил листок своему другу Вольфу Эрлиху со словами: «Я ведь тебе не писал еще?». Данные события устанавливаются по воспоминаниям современников, которые были свидетелями этой сцены. Они вспоминали, как Есенин засучил рукава и показал им порезы на левом запястье. Он сетовал, что в гостинице нет чернил, поэтому ему пришлось написать кровью.

Однако существует и альтернативная версия, которую чаще всего можно услышать от поклонников поэта. Якобы Есенин написал этот стих вовсе не в Англетере, а за год до смерти, в Баку весной 1925 года и посвятил погибшему Алексею Ганину. Цель этой версии — опровергнуть официальную, доказать ложь воспоминаний и как бы подтолкнуть общественность к факту убийства поэта. Но парадокс в том, что версия-то существует, но нет ни одного документального факта, который мог бы её подтвердить. На листе отсутствует датировка и посвящение, и именно это дает волю многим исследователям для фантазий. Однако, выстраивая версию, авторы никак не объясняют: откуда они это взяли и на чем строят вывод. Это уже должно настораживать любого читателя. Но, версия ведь не может возникнуть просто так, из воздуха. Она должна иметь хоть какой-то эволюционный путь. Я нашёл единственный источник.

В декабре 2010 года на канале НТВ был показан цикл передач «Дело тёмное», одна из серий которого была посвящена смерти Сергея Есенина. В этой передаче известный есениновед Сергей Куняев говорил:

«В 1934 году в парижском журнале «Числа» некто Алексей Дехтерев написал о том, что это стихотворение было создано Есениным во время его пребывания на Кавказе и состояло не из двух, а то ли из четырех, то ли из пяти строф. И это стихотворение Есенин изначально обращал не к кому-нибудь, а к погибшему Алексею Ганину».

Именно после этого фильма данная версия стала активно обсуждаться поклонниками поэта. Заслышав слова есениноведа, очень многие начали попросту высказывать это как установленный факт. Сарафанное радио и испорченный телефон в одном лице. В фильме Куняев сослался на парижский журнал «Числа». Мы постарались и нашли этот журнал. Давайте заглянем в него.

Действительно, В 1934 году, в № 10 журнала «Числа» была напечатана заметка Алексия Дехтерева (в миру Александр) «О последнем стихотворении Есенина». В данной заметке автор сообщал: «Мне писала О. В. «Ольга Викторовна, мать В. А. Мануйлова», что накануне своей смерти Есенин всё время говорил о Викторе, вспоминал встречи с ним и чуть ли не тосковал по нём. И что известные предсмертные стихи, написанные кровью: «До свиданья друг мой, до свиданья…», — относятся именно к нему, к Виктору Мануйлову».

Сам В. А. Мануйлов через много лет откликнулся на парижскую публикацию: «Много в этой заметке, сообщаемое о моих родителях, о годах моей юности, соответствует действительности, однако у меня нет оснований предполагать, что предсмертные стихи Есенина были обращены ко мне».

Как мы видим, никакого Ганина в данной заметке нет и никогда не было. Статья была посвящена Виктору Мануйлову, а в качестве аргумента автор ссылается на мать Мануйлова, которая тоже что-то от кого-то слышала. Также в статье нет и речи о том, что стих написан якобы на Кавказе за год до смерти. Трудно сказать, зачем Сергей Куняев сказал неправду, но факт остаётся фактом.

К сожалению, единственный источник, который мог бы подтвердить эту версию, оказался несостоятельным. Каких-либо иных подтверждений посвящения Ганину и написания за год до смерти, нет. Как бы ни хотелось это признавать, но мы вынуждены констатировать, что данная версия и вправду взята из воздуха. Тем не менее, попытки опровергнуть официальную историю стихотворения предпринимались неоднократно и всякий раз это делалось это не совсем честно.

В своей работе «Тайна гостиницы Англетер» он поставил под сомнение авторство Есенина в последнем стихотворении. Хлысталов стремился уверить читателей, что эти строки были написаны посторонней рукой — рукой, убившей поэта. Полная подделка, как заявлял он. К сожалению, никаких аргументов он не привёл.

В 1991 году состоялось заседание есенинского комитета, расследовавшего обстоятельства гибели поэта. Присутствовавший на заседании Хлысталов предложил провести экспертизу стихотворения «До свиданья друг мой, до свиданья…». Он хотел знать: написан ли стих Есениным и написан ли кровью?

15 апреля 1992 года специалистами института судебных экспертиз было проведено почерковедческое исследование текста стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…». В качестве сравнительного материала были использованы свободные образцы подлинного почерка Есенина, относящиеся к 1924–1925гг, в виде рукописей стихов. Вывод экспертов был следующий:

«1. Рукописный текст стихотворения, выполнен Есениным Сергеем Александровичем.

сбивающих привычный процесс письма и носящих временный характер».

Также, в экспертно-криминалистическом центре МВД России было проведено исследование подлинного рукописного экземпляра стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Заключение:

«Микроспектральным методом, проведённым в лаборатории, установлено, что стихотворение написано кровью».

Результаты экспертизы были обнародованы во время очередного заседания есенинского комитета. Экспертиза подтвердила написанное в воспоминаниях современников и полностью разрушила концепцию самого Хлысталова. Оспаривать решение экспертов он не стал, видимо, потому что прекрасно понимал, что вся его концепция — плод его фантазии. После этого Хлысталову предложили стать юристом в дальнейших экспертизах по факту гибели Есенина. Но он отказался. Выводы делайте сами.

себя ни одним, даже косвенным фактом. Всё держится исключительно на фантазии авторов, которые выдавали собственное мнение за исторический факт. Однако с какой бы высоты не высказывалась глупость, она по-прежнему остаётся глупостью.

Невзирая на множество версий, каждая из которых стремится к сенсации, стихотворение «До свиданья друг мой, до свиданья…» выдержало все нападки недобросовестных исследователей и официально считается последним стихотворением, написанным рукой великого поэта накануне гибели.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,

Раздел сайта: