СКОЛЬКО ЖЕ «ПЕЧАТЕЙ» ЕЩЕ ХРАНЯТ ТАЙНУ СМЕРТИ ПОЭТА?
28 декабря 2015 г. мы, ценители творчества Сергея Александровича Есенина, с грустью будем вспоминать, как 90 лет назад поэт, в расцвете сил и таланта, ушел из этой бренной жизни. Кто-то из нас вновь вспомнит присказку о «тайне за семью печатями».
Ясно, что сенсационного заявления «голосом Левитана» об окончательно выясненных причинах смерти Есенина ни из чьих уст за три дня до нового года, не прозвучит. А значит в разные СМИ, будут впредь публиковать надуманные статьи с «сенсационными заголовками»: «Я убил Есенина — признание Николая Леонтьева. «Имена убийц Сергея Есенина», «Это было убийство», «Вещественное доказательство». В Википедии таких ссылок на «труды историков» бесчисленное множество.
На сегодняшний день я считаю наиболее серьезным исследователем этой тайны, покрытой мраком, Эдуарда Александровича Хлысталова (1932-2003 гг.) Он, полковник, заслуженный работник МВД, прилагал огромные усилия, чтобы на основании своих исследований, доступа пусть и не к основным архивам, но важным, доказать всем — поэта убили! Мне довелось с Э. Хлысталовым поработать в солидной железнодорожной газете, когда он уже не носил милицейские погоны. Он вел юридическую рубрику. Я культурную и спортивную. Много беседовали о любимом поэте, публиковали интервью. Происходило это, впрочем, и ранее, в стенах популярного в 90-х годах журнала «Россия молодая», где я был заведующим отделом культуры и публицистики. В издательстве при журнале оперативно решили напечатать книгу «Тайна гостиницы Англетер», редактором которой мне и довелось стать. Работа закипела… Спорили с Эдуардом Александровичем? Да! Все в его доводах было внешне логично и выверено, но иные мои вопросы все же были для него неудобны, порождали разговор на повышенных тонах. Но мы не доводили ситуацию до абсурда. И мне было приятно, что полковник МВД все же прислушивался к моему мнению, в итоге сгладил некоторые «несостыковки».
…В истории все повторяется. В 1936 году, мой отец Волков Анатолий Андреевич, тогда заведующий сектором поэзии Гослитиздата, был в дружеских отношениях с поэтом Иосифом Уткиным, но удивился его поступку, когда он, в уже сверстанную книгу своих «Избранных стихов» решил внести существенное изменение. Какое, об этом А. А. Волков рассказал в своей книге «Современники и предшественники», вышедшей в 1984 году в московском издательстве «Современник».
Привожу отрывок.
«Уткин мне признался, что долго колебался — включать ли в книгу «Избранных стихов» свое нашумевшее стихотворение о Сергее Есенине? Доводом «за» было желание взять реванш у вульгаризаторской критики, от которой Уткина защищал Горький. Но, в конце концов, Иосиф Павлович, решил свое стихотворение, которое читали уже повсеместно, изъять.
Объяснил свое неожиданное решение так: «Оно очень уж привязано к тому времени. когда кипела страсти вокруг Есенина и, особенно, «есенинщины». Ныне нужно бросить новый, итоговый взгляд на наследие прекрасного поэта. Разве мог бы я сейчас написать:
«Нет, не мог», — сообщил Уткин моему отцу в доверительной беседе. Отец, поспорил, но в итоге согласился. Попутно узнав, что из поэтических строк, посвященных Есенину, Уткин считал самым ценным стихотворение Маяковского. Вот многозначительный фрагмент из него.
…Конечно, как мне позже рассказывал отец, они с Иосифом Павловичем не в кабинете, а идя из редакции по улицам, строили разные предположения — было ли это самоубийство поэта, или его убили? Но далеко в своих размышлениях на этот счет не заходили. В те годы, все, даже хорошие друзья, были в беседах на острые политические темы крайне осторожны!
«Художественные искания Есенина», мгновенно раскупленная, в ней тоже не было доводов автора о том, что все-таки произошло в «Англетере».
— Почему? — Поинтересовался у него я тогда.
— Я не криминалист, доступа к архивам нет, цензура. Потрачу массу сил и времени, а результата в итоге не добьюсь. Обидно. Но уверен, придет время и власти скажут. «Поэта убили — вот все доказательства…»
Что ж, спустя годы после этого диалога продолжаю верить, что истинная ситуация 28 декабря 1925 года будет раскрыта и доведена до широкой общественности в мельчайших подробностях…
,