Акафист принадлежит к жанрам псалмодики — христ
Цель написания акафиста была показать Сергея Александровича с хорошей стороны в противовес лжи, клеветы, хулы и всей другой грязи, обрушивающейся на него при жизни и после смерти.
Акафист мученику Сергию Рязанскому
Кондак 1
Икос 1
Кондак 2
Икос 2
Кондак 3
Икос 3
Кондак 4
Икос 4
Кондак 5
Икос 5
Кондак 6
Икос 6
Кондак 7
Икос 7
Кондак 8
Икос 8
Кондак 9
Икос 9
Кондак 10
Икос 10
Кондак 11
Икос 11
Кондак 12
Икос 12
Кондак 13
Сей кондак глаголи трижды, затем икос 1 и кондак 1
Молитва
Кондак 1
Икос 1
* День рождения Сергея Александровича 3 октября по новому стилю (1895 год), День игумена Сергия Радонежского, в честь которого и был назван поэт.
Малоизвестный факт, что в царском селе, в день рождения — 21 сентября (по ст. стилю) 1916 года Великая Княгиня Елизавета Федоровна (прославленная в лике святых) подарила ему Серебряную икону с изображением Сергия Радонежского, серебряный крест и Евангелие.
«Я сочинять стал рано, лет девяти, — вспоминал поэт, — но долгое время сочинял только духовные стихи…» — Стр. 10 из книги Е. Наумова «Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха» Лениздат, 1973 г.
** «был у нас праведный человек в селе, отец Иван. Он мне и говорит: твой сын отмечен Богом» Татьяна Федоровна Есенина. — Стр. 61, книга «Не жалею, не зову, не плачу» Москва. Издательство ЭКСМО, 2005 г.
***см. автобиографии поэта.
****см. письмо деду в стихах, см. примечания к икосу 2
****************Рос мальчонка без материнской любви… Софья Виноградская вспоминала в 1926 году со слов поэта: «Мать свою он в детстве принимал за чужую женщину и когда она приходила к деду, где жил Есенин, и плакалась на неудачи в семье, он утешал ее: «Ты чего плачешь? Тебя женихи не берут? Не плачь, мы найдем тебе жениха». Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротою. Сиротство при живых родителях, безусловно, сказалось на его душевном облике. — Стр. 26-27 книга Куняевых «Сергей Есенин. Жизнь замечательных людей». Москва. Молодая гвардия. 2005 г.
Кондак 2
В письмах из за границы С. А. Есенин просил Анатолия Мариенгофа помогать денежно сестре, но, приехав, Сергей Александрович узнал, что сестра его помощи от Мариенгофа не получала, был очень обижен на своего «друга». Позднее, простив его, просил знакомую выслать тайно денег нуждающемуся Мариенгофу с условием, чтобы Мариенгоф не знал, что деньги от Есенина.
Икос 2
* из воспоминаний Е. М. Хитрова — учителя русского языка и литературы в Спас-Клепиковской школе, где учился С. А. Есенин (из книги «Воспоминания о Сергее Есенине», 1975 г., изд. Московский рабочий, стр. 100)
…наравне со всеми ходил ко всенощным, обедням, наряжался в стихарь, читал шестопсалмие.
Церковную службу и пение любил, хотя сам пел плохо…
** известно, что Есенин не расставался с Библией (после его смерти Галина Бениславская передала её сестре Шуре) — Стр. 251 книги Виктора Кузнецова «Есенин. Казнь после убийства». 2006 г., издания изд. дома «Нева», Спб, Москва.
*** Из воспоминаний Матвея Ройзмана «Все, что помню о Есенине», Москва, 1963-1970 гг. — Книга «Живой Есенин». Антология. Санкт-Петербург. Амфора, 2005, стр. 375.
…Сергей стал говорить о своем детстве, о родителях, о сестрах. Затем о своем деде Федоре Андреевиче Титове, который читал ему Библию, книгу пророков. Как он, Сергей, любил ее пафос, образы. Прочел на память отрывок из «Экклезиаста»…
…Есенин откинулся на спинку дивана, зажмурил глаза и с наслаждением прочитал великолепные места из «Песнь песней».
****, ***** см. далее письмо Н. Клюева С. А. Есенину (примечание к Икосу 6)
Кондак 3
*из воспоминаний Бермана: «…А на тахте, лицом кверху, лежал хозяин… Сережа Есенин в своем прежнем ангельском обличье…» — Стр. 112 книги Виктора Кузнецова «Есенин. Казнь после убийства». 2006 г., издания изд. дома «Нева» Спб, Москва.
Икос 3
*из письма С. А. Есенина Г. А. Панфилову 23 апреля 1913 г.
…Да, Гриша люби и жалей людей, и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников. Ты мог и можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не клейми позором, а обнаруживай ласкою жизненные болезни людей. Не избегай сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь о нем иметь представления. Только можно понимать человека, разбирая его жизнь и входя в его положение. Все люди — одна душа. Истина должна быть Истиной, у нее нет доказательств, а за ней нет границ, ибо она сама есть Альфа и Омега. В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение…
Счастье — удел несчастных, несчастье — удел счастливых. Ничья душа не может не чувствовать своих страданий, а мои муки — твоя печаль, твоя печаль — мои терзанья…
** ваших душ безлиственную осень
мне нравится в потемках освещать… (Исповедь хулигана) С. А. Есенин
Кондак 4
«…В 1916 году в день именин великой княжны Марии Николаевны (22 июля) в одной из комнат офицерского лазарета состоялся концерт. Вели концерт Есенин и Сладкопевцев. Кроме того, Есенин читал свои стихи. На концерте была императрица и все четыре великие княжны. За участие в концерте Есенин получил золотые часы с гербом и цепочкой…» — Стр. 181 «Феодоровский Городок» Ю. Д. Ломан из книги «Воспоминания о Сергее Есенине», «Московский рабочий», 1975 г.
Икос 4
*** (стих. «Вижу сон, дорога черная»):
**** из тропаря святой Ксении Блаженной (юродивой)
Есенин — это главный юродивый нашей литературы — «юродивый» не в оскорбительно-пренебрежительном, а в высоком, религиозном смысле этого слова — можно сказать, Василий Блаженный двадцатого века, потому что все эти публичные демарши и дебоши были, если вдуматься, не более чем дымовой завесой, благодаря которой Есенину, как ему казалось, было проще совершать свою миссию — и совершать её, так сказать, методично и сосредоточенно.
«Топос» — литературно-философский журнал. Статья Ольги Газизовой «Есенин: судьба, образ, миссия» от 17 ноября 2005 г.
Кондак 5
Смотри Н. Вербжицкий «Наши младшие братья» (Отношение Есенина к животным) — Стр. 393 книга «Есенин и современность», «Современник», Москва, 1975 г.
Икос 5
* Дата Богослужения, на которое был приглашен Есенин в Феодоровский собор Царского Села — 5 января 1917 года. — Стр. 95 книга Куняевых «Сергей Есенин. Жизнь замечательных людей». Москва, «Молодая гвардия», 2005 г.
(стихотворение «Серебристая дорога. Ты зовешь меня куда?»)
Все стихотворные строки принадлежат С. А. Есенину
Кондак 6
* Только в 1966 году выяснилось, что уже после октябрьской победы большевиков, 14 декабря (по старому стилю) 1917 года Есенин подписал в Царском Селе клятвенное обещание на верность Царю. Ни Государя, ни его семьи в то время в Царском Селе уже не было… Ровно через восемь лет 27 декабря (14 декабря ) 1925 года по старому стилю поэт был убит. — Стр. 50 Книга Натальи Сидориной «Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина». Калининград, «Янтарный сказ», 2005 г.
Икос 6
* — Я Божья Дудка, — ответил поэт. — Стр. 243 из книги Н. Сидориной «Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина» Калининград, «Янтарный сказ», 2005 г.
** Жизнь моя за песню отдана.
(исправленная 2 строчка стихотворения:
Исправлено на Жизнь моя за песню отдана.
Стих. От 8 апреля 1925 г.
— в фондах есенинского музея в Константинове. — Из книги Н. Сидориной «Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина.» Калининград, «Янтарный сказ», 2005 г.
***из письма Н. Клюева: 28 января 1922 г.
Облил я слезами твое письмо и гостинцы, припадал к ним лицом своим, вдыхал их запах, стараясь угодать тебя теперешнего. Кожа гремучей змеи на тебе, но она, я верую, до весны, до апреля урочного.
Человек, которого я послал к тебе с весточкой, повелел мне не плакать о тебе, а лишь молиться. К удивлению моему, как о много возлюбившем…
Семь покрывал выткала Матерь — жизнь для тебя, чтобы ты был не показным, а заветным, Камень драгоценный душа твоя, выкуп за красоту и правду родимого народа, змеиный калым за Невесту — песню.
Страшная клятва на тебе, смертный зарок! Ты обреченный на заклание за Россию, за Ерусалим, сошедший с неба. Молюсь лику твоему невещественному.
Много слез пролито мною за эти годы. Много ран на мне святых и грехом смердящих, много потерь невозвратных, но тебя потерять-отдать Мариенгофу, как сноп васильковый, как душу сусека, жаворонковой межи, правды нашей, милый, страшно, а уж про боль и скорбь говорить нечего.
Но мир, мир тебе, брат мой прекрасный! Мир духу, мир крови и костям твоим!!
Ты победил пиджачных бесов, а не убежал от них, как я, — трепещущий за чистоту риз своих.
Порывая с нами Советская власть порывает с самым надежным, с самым глубоким в народе. Нам с тобой нужно принять это как знамение — ибо лев и голубь не простят власти греха ее… Лев и голубь знаки наши. Мы с тобою в львино-голубинности. Не согрешай же Милый, в песне проклятиями, их никто не слышит…
Я целые месяцы сижу на хлебе напополам с соломой, запивая его кипятком, бессчетные ночи плачу один одинешенек и прошу Бога о непостыдной и мирной смерти…
Каждому свой путь и гибель!..
Покрываю поцелуями твою «Трерядницу» и «Пугачева»…
Брат мой пишу тебе самые чистые слова, на какие способно сердце мое…
Радуйся, возлюбленный, красоте своей,
Радуйся, Обретший жемчужину родного слова,
Радуйся закланию своему за мать-ковригу. Будь покоен и счастлив.
Твой брат и сопесенник. (напечатано в сокращении)
Кондак 7
«Веруешь ли в Иисуса Христа Сына Божия?» С. А. Есенин ответил утвердительно.
Письмо А. М. Сахарову 5 июля 1922 г.
Что сказать мне вам об этом ужасном царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь ничего нет, здесь жрут, пьют и опять фокстрот.
Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин Доллар, а на искусство начихать, самое высшее мюзик-холл… Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину.
Из письма Мариенгофу сентябрь 1922 г.
Знаете ли Вы, милостивый Государь, Европу?
Во-первых, Боже мой, такая гадость, однообразие, такая духовная нищета,…
Икос 7
С 1917 по 1922 год было расстреляно 40000 священников — из книги Эдуарда Хлысталова «Тайна гибели Есенина. Записки следователя из Англетера». Москва, Яуза, Эксмо. 2005.
из воспоминаний И. И. Старцева — «Мои встречи с Есениным»:
…летом 1924 года умер Ширяевец. Придя ко мне с этой печальной вестью, Есенин повалился на диван, разрыдался, заметив сквозь слезы:
— Боже мой, какой ужас! Пора и мне собираться в дорогу!
Утром он попросил нашить на рукав траур. Собрал на похороны Ширяевца всех близких знакомых, пригласил священника. (1924 год)
Кондак 8
«В стихах Есенина… мы часто встречаем беспощадное самобичевание. Боль и горечь были источником «Москвы кабацкой», которая вызвала в последующем творчестве Есенина целую тему — тему покаяния. Она приняла у него чисто русскую форму: как в старой Руси согрешившие и заблудшие, выходили на площадь, становились в грязь на колени и каялись перед народом, так Есенин каялся…» Стр 216 из книги Е. Наумова «Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха.» Лениздат, 1973 г.
Икос 8
В. Князев (находился у тела поэта в морге Обуховской больницы)
«Тайна гибели Есенина. Записки следователя из Англетера» Москва. Яуза. Эксмо. 2005.
Кондак 9
С. А. Есенин 1916 (стихотворение «Опять раскинулся узорно…»)
…С ужасом, как будто он существо с другой планеты, отшатывается поэт от земной, плотской «правды», завязанной на продолжении рода:
Видимо, действительно, по словам отца, «не такой был, как все», был «Бог знает кем», если обычное для деревенского мальчишки зрелище собачьих свадеб, …произвели на заре жизни поистине потрясающее впечатление на его особую душу. Деревенская жизнь вообще в этом смысле гораздо более естественна: …Она далека от книжного целомудрия.
Однако то, что обычно и естественно для других, для него было «горькой правдой земли», ее страшной и неприглядной тайной. Его отвращение к плотской стороне жизни порой достигает такой степени, что он кажется существом, заброшенным к нам из другого мира, ангелом, вынужденным жить по грешной и горькой «правде земли», мучающимся от людской греховности.
Словно понимая, что он не в силах одухотворить, высветлить, принять грешные, темные стороны земного бытия, поэт переводит их в «бесстрастные» образы изначально безгрешной растительной жизни, окружающей его:
Попыток высветления грешной человеческой сущности (особенно в тех стихах, которые называются «стихами о любви») у Есенина столько, что поневоле закрадывается мысль о том, что натура поэта вообще была создана не для земного, плотского чувства… — Стр. 481-482 книга «Сергей Есенин. Жизнь замечательных людей» Станислава и Сергея Куняевых. Издание 2005 г. Москва. Молодая гвардия.
Кондак 10
«Защитник образа Христа» Книга Виктора Кузнецова «Есенин. Казнь после убийства». Издания изд. дома «Нева» Спб, Москва, 2006 г.
Архив «Литературная Россия» № 47. 24.11.2000 «Защитник Христа» В. Кузнецов.
Смотри стихотворение Сергея Есенина: «Послание евангелисту Демьяну» — авторство доказано!
В 1999 году в журнале «Нева» № 10 появилась статья Михаила Эльзона «Взыскующая тень». Он приобрел в антикварном магазине «На Литейном» «Послание евангелисту Демьяну» — с подписью Есенина, что подтверждено экспертизой. Стр. 168 из книги «Златоглавый» Н. Сидориной. Янтарный сказ. Калининград, 2005 г.
Икос 10
«Мне осталась одна забава…»
**Сегодня имя Сергея Есенина очищено от скверны. Перед нами предстал великий русский поэт, певец России, ее гордый гражданин, не склонивший головы перед палачами. Стр. 330 из книги Виктора Кузнецова «Есенин. Казнь после убийства». Издания изд. дома «Нева» Спб, Москва, 2006 г.
***Он взошел на Голгофу с ясным пониманием своей обреченности и жертвенности. Это было не слабостью обессиленного человека, а подвигом. — Стр. 290. из книги Виктора Кузнецова «Есенин. Казнь после убийства». Издания изд. дома «Нева» Спб, Москва, 2006 г.
* Поэт Василий Князев иронически называл Есенина — Боговидцем… — Стр. 207, книга Виктора Кузнецова «Есенин. Казнь после убийства». Издания изд. дома «Нева» Спб, Москва, 2006 г.
Икос 11
*Яков Блюмкин расстрелян 3 ноября 1929 г. — Стр. 329, книга Виктора Кузнецова
«Есенин. Казнь после убийства». Издания изд. дома «Нева» Спб, Москва, 2006 г.
…см. статьи о смерти Троцкого в Мексике (интернет)
**В Константинове сестер Есенина называли по-дворовому «монашками», а его самого
«Монахом». Стр. 99 — книга Виктора Кузнецова «Есенин. Казнь после убийства». Издания изд. дома «Нева» Спб, Москва, 2006 г.
У мальчика Есенина было прозвище — Монах. Оно перешло к нему от отца… — Стр. 8 из книги Е. Наумова «Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха.» Лениздат, 1973 г.
*** см. выше в примечаниях письмо Н. Клюева С. Есенину: 28 января 1922 г.
Было время — стихи поэта были запрещены, со всеми вытекающими последствиями.
Икос 12
*См. стихотворение «Сельский часослов»:
** см. тропарь общий мученикам: