Шкловский Виктор: И сегодня сегодняшний

И сегодня сегодняшний

Прошло больше пятидесяти лет от времени тех коротких встреч, о которых хочу написать.

Воспоминания не растут, не множатся; иногда они только обобщаются, тогда иначе понимаешь то, что прежде видел и почти забыл.

Перед первой мировой войной ощущения прошлого обострились. Прошлое не умирает бесследно, оно перерождается и перед увяданием ощущается острее, как запах цветов вечером.

Открывали красоту старой русской иконы, начали писать, иногда в дурном вкусе, о красоте старой дворянской жизни. Только у Алексея Толстого хорошо рассказано, как то, что считалось хламом в старых дворянских усадьбах, неожиданно оказалось ценными вещами.

Появились новые журналы; выставки старых портретов, возрождался в архитектуре доходных домов противоречащий им ампир.

Многим старое казалось вечным. Казалось, время созрело в успокоении.

Иван Бунин писал в 1909 году:

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Через год Александр Блок писал о необходимости для поэта:

…вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельный пожар!

Сохраненные, традиционные рифмы облекают здесь новое предчувствие.

ПОЭЗИЯ СТРЕМИТЕЛЬНО ИЗМЕНЯЛАСЬ В ПРЕДЧУВСТВИИ

Появились акмеисты. «Акме» значит «вершина». Вершиной зрелости человека греки считали сорок — пятьдесят лет. Акмеисты быстро изменялись; пришедший с книгой «Ярь» Сергей Городецкий ушел от них.

К Городецкому пришли Сергей Есенин и Николай Клюев. Сергей Есенин тогда был красив: голубоглаз, белокур, строен. Он появился с Николаем Клюевым — не очень молодым, талантливым поэтом. Клюев показы вал сам себя довольно удачно в стихах и в жизни. Волосы стриг под скобку и гладко примасливался. Он пришел таким, каким ждали увидеть в городе нового поэта из деревни.

Есенин был сам по себе; но для того, чтобы стать оригинальным поэтом, надо писать довольно долго, увидать себя самого и сбросить с себя первые, уже не нужные листья.

Молодой Есенин знал Пушкина, Блока, Бальмонта, Городецкого, а также Верхарна и Верлена. Все это он прочел в Рязанщине.

Высоколобый, узколицый, откидывающий голову назад, уже тогда чуть лысеющий, Осип Мандельштам сказал:

— Стихи мне нравятся, но зачем играть на гармониках, ведь Городецкий, прочитав стихи, не выступает тут же, на эстраде, в качестве пианиста?

Стихи запомнились, Сергей Есенин начал появляться в редакциях и в салонах.

О встречах с ним рассказывал потом Владимир Маяковский, чуть улыбаясь, дружелюбно и заинтересованно.

Ходил Есенин по редакции в рубашке с воротом, вышитым крестиком, а иногда в рубашке шелковой.

ВСТРЕЧА В САЛОНЕ НА ЛИТЕЙНОМ ПРОСПЕКТЕ

Литейный проспект был вымощен гранитной, окатанной брусчаткой, летом гремел он подкованными колесами телег.

Но выпадал снег, становилось тише. Над заснеженным и еще не выметенным тротуаром, как катафалки, возвышались подъезды дома Мурузи с арабскими, вылитыми из чугуна надписями.

В огромной квартире дома Мурузи жил очень известный тогда писатель Дмитрий Мережковский. Мы говорили, что этот богоискатель ищет бога по слишком обширной квартире.

Мережковский — поэт, философ, романист и литературовед — был умен и талантлив. Исторические романы переполнены званиями и параллелями.

Все герои существовали попарно. За основу бралась параллель: Христос и Антихрист; верх и низ; две бездны и т. п.

Его жена Зинаида Николаевна Гиппиус утверждала, что это сущность мира. Она описывала электрическую проводку так:

Тут да и нет — слиты,
Не слиты — сплетены.

Цитирую по памяти.

Вот так и искали в том доме истину между «да» и «нет», но электрический разряд не получали, потому что Мережковский был либералом.

низких пуфах ее кабинета водились не то молодые писательницы, не то просто ахалки, тоже в лиловых платьях.

Сергей Есенин и Николай Клюев у Городецкого появились так: узнали, где живет он, достали ведро с краской, две кисти, пришли к нему на дачу и нанялись красить забор; не знаю, как они его покрасили, знаю, что потом пошли на кухню закусить, пели, читали стихи и доставили Сергею Городецкому удовольствие открыть деревенских поэтов. Это был случай, когда остров сам выплыл к кораблю. Городецкий оказался хорошим открывателем нового, он оценил стихи, устроил вечер.

Историю эту мне рассказывал Н. Клюев.

На вечере Клюев и Есенин читали стихи, потом играли на тальянках.

В тот день Зинаида Николаевна мягко лежала, опустив хвост лилового платья с кушетки на ковер. В углу, кроме ахалок, сидел красивый Дмитрий Философов, главный жрец и почитатель дома, толкователь книг Мережковского.

Есенин пришел со мной.

Зинаида Николаевна посмотрела через лорнет на ноги Есенина и спросила:

— Что у вас за гетры, Есенин?

Была зима и сухой мороз. Есенин был в валенках, которые выглядели на ковре довольно странно.

— Это валенки, Зинаида Николаевна, — ответил Есенин.

На шелковую рубашку Есенина с вышивками по вороту и на белую рубашку с вышивкой крестиком Гиппиус не наводила лорнет: она была критиком, подписывалась Антон Крайний и допускала разнообразие.

Но валенки не театральный костюм, а обыденный костюм, а дом Мережковских был, так сказать, генеральский.

Затушить ссору мягко старался Философов. Вышел низкорослый блондин с бородкой — Мережковский. На ногах у него были мягкие туфли, он пришел с работы, из-за стола.

Люди говорили друг другу большие неприятности. Вспомнил я это потому, что недавно прочел письмо Есенина о ссоре с Мережковским: он ссылается на меня, как на свидетеля.

Ссора была резкая.

Столкновение в гостиной Мережковских было случайным. Но случай часто подсказывается необходимостью.

Через четыре года, 22 января года 1918-го, Блок записал в дневнике: «Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «Утре России» в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему — «изменники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно».

СУДЬБА ПОЭТА

Слава к поэту пришла рано; шумная, восторженная и даже жалостливая. Заслуженная слава.

Но Есенин как бы оставил себя дома и домой вернуться не мог: отвык, хотя знал, что его деревня ждет. Дома в городе Есенин не завел. Были только поклонники и приятели, которые иронически грелись в лучах его славы. Все знали, что Есенин — большой поэт. Сам поэт об этом говорил так:

Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.

В этом трехстрочье яблоко — это и память о Рязани, и отзвук памяти о тяжелом яблоке, которое упало к ногам Ньютона, приводя к мысли, что же такое всемирное тяготение.

Песни, о которых вспоминал Есенин, существовали давно, и березы в России всегда были белыми, и лучи солнца можно было увидать так, как увидел он, и зори в России, изменяясь, повторялись в своих цветах, и луна висела над полями, сменяясь, но возвращаясь. Но поэт по-новому видит жизнь, видит в обычном главное, то, что является полной истиной и обобщением того, что мы видим.

Он как бы заново обнаруживает лик солнца и луны в отражении. Видел дерево, как женщину, и приближал этим нас к пониманию. Видел свою судьбу в густом цветении яблони.

Цветы, как клубы дыма, они уходят, как дым. На самом деле они обращаются в яблоки, которые потом тяжело падают на землю, если не ударит мороз во время цветения садов.

Круговорот земли с минуты поворота истории ощущается поэтами. Тогда сражаются, тогда пишут книги, стихи; перечитывают то, что было написано прежде.

Есенин перечитывал Пушкина, а в библии читал книги пророков.

Есенин и сегодня сегодняшний, но он сам был весь в воспоминаниях:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Золото увядания — это золото созревания.

Но поэзия расщепляет золото осени на удачу и неудачу.

Прошла молодость поэта, пришел возраст молодой осени — любимого Пушкиным времени.

Есенин в стихах невнятно переигрывал ставки Германна:

Ставил я на пиковую даму,
А сыграл бубнового туза.

Я Есенина видел много раз, и всегда он был не у своих и не дома. Настоящим другом его был печальный, молчаливый, замкнутый Всеволод Иванов.

Одевался Есенин элегантно, но странно: по-своему, но как-то не в свое. Он ощущал, что цилиндр и лаковые сапоги — печальная шутка. Из цилиндра можно, например, накормить лошадь, если в него насыпать овес.

Уходила от Есенина деревня, она как будто уходила в литературу. Куда вернуться?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Ах, милый край!
Не тот ты стал,

Встречал я Есенина у жены его Софьи Андреевны Толстой-Есениной. Был вечер с цыганами, пришел Воронский. Седоволосая дочь Толстого — я помню ее низкий, сильный, красивый голос и не помню ее имя, — пришедшая к племяннице, накинув богатую старинную шаль, пела цыганским низким, негрубым голосом, держа в руках старую, истертую гитару. Вспоминал Кручинин, старый певец, Ясную Поляну, яблоневый сад и старика Толстого, который любил цыганские песни.

Есенин очень бледен, устал, не свеж, не весел. В это время он много писал, увлекался словарем Даля, выписывал из словаря слова на карточки, держал карточки в большой плетеной кошнице, в такой, какую выносят на полотенце, перекинутом через шею, наполнив зерном, в поле для посева.

Он раскладывал, улыбаясь, карточки, как пасьянс, трогал слова, как подмастерье перебирает чисто вытертые, затейливые и нужные инструменты.

Он уставал не от этого.

«Владимир Маяковский» писал:

Я
ногой, распухшей от исканий,
обошел
и вашу сушу
и еще какие-то другие страны

У Есенина в поэме 1921 года «Пугачев» — первые слова:

Ох, как устал и как болит нога!..

Но дороги имеют концы или по крайней мере цели. Не устал искать Пугачева Хлопуша:

Я три дня и три ночи блуждал по тропам,
Ветер волосы мои, как солому, трепал
И цепами дождя обмолачивал.
Но озлобленное сердце никогда не заблудится,
Эту голову с шеи сшибить нелегко…

— «Говорят писатели». Сергей Есенин хрипловато и страстно читал монолог Хлопуши. Хлопуша — уралец, рабочий, возможно, ссыльнопоселенец, подослали его к Пугачеву с каторги, чтобы он убил Пугачева.

Прозвание свое Хлопуша получил, вероятно, от дубового железом окованного песта, которым толкли руду на уральских заводах. Хриплым голосом Хлопуша взывал:

Я хочу видеть этого человека.

Это была не благостная, не умиротворенная, не печальная Россия; это была Россия гневная, усталая в пути, ищущая, старокрестьянская и рабочая Русь. Хлопуша говорил:

Знаю я, за Сакмарой рабочие
Там найдется и порох, и ядра…

Хлопуша стал пугачевским генералом и в «Капитанской дочке» пожалел вместе с Пушкиным молодого Гринева.

Поэту трудно, у него устают ноги, его утомляет путь; его спутники часто случайны. Он проходит прославленным и неувиденным, и когда его вспоминаешь, вспоминаешь стихи.

<До 1984>

Шкловский Виктор: И сегодня сегодняшний

Виктор Борисович ШКЛОВСКИЙ (1893-1984) — прозаик, литературовед. киносценарист.

Был одним из организаторов и теоретиков «Общества по изучению поэтического языка» ОПОЯЗ (1916-1919 гг.). В 1919-1921 гг. Шкловский участвовал в Петроградском литературном содружестве «Серапионовы братья», в 1923 состоял в «ЛЕФе».

В своих статьях и книгах двадцатых годов Шкловский вспоминал Есенина в связи с теми или иными литературными реалиями. Позднее имя Есенина возникало в мемуарных заметках Шкловского о Маяковском (например, в книге «Жили-были», М.: Сов. писатель, 1964. С. 103, 327-330) и в других работах.