Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия
Сергей Есенин на военной службе

Сергей Есенин на военной службе

Призыв поэта на военную службу. Противоречивое освещение этого вопроса в критической литературе. О времени и обстоятельствах зачисления Есенина в военно-санитарный поезд № 143 (анализ архивных документов). Значение военной службы в творческой биографии поэта и в борьбе за его талант.

Военная служба поэта имеет прямое отношение к борьбе, развернувшейся вокруг Есенина в различных общественных кругах.

До последнего времени вопрос этот оставался в тени, а обширный материал, относящийся к нему, не был известен исследователям. Между тем, найденные в архивах документы содержат не только ценнейшие биографические сведения о поэте, но и позволяют судить о его идейно-творческих связях этих лет.

Внимательное изучение обстоятельств военной службы проливает свет как на предшествующее ей, так и на последующее творчество Есенина.

Поэт не был ни крупным государственным деятелем, ни видным лидером общественного движения и не состоял в родстве с высокопоставленными вельможами. Он привлек внимание кругов, устроивших его военную службу, исключительно своей талантливой поэзией.

Стремление подчинить интересам двора творчество поэта не имело успеха, хотя в этом направлении было сделано немало попыток. Как и многие другие представители русской народной интеллигенции, Есенин сумел понять смысл придворной политики, в задачи которой входило использование литературы и искусства в целях войны, сохранения и прославления престола.

"Радуница" и выступления С. Есенина в салонах пришлись по душе близким к царю организаторам "Общества возрождения художественной Руси", и они поспешили приблизить к себе новый и не чуждый им по направленности и содержанию творчества талант. За дело взялся полковник Ломан. В 1915 году Есенин призывался на военную службу рязанским уездным по воинской повинности присутствием, но был освобожден до осени и значился ратником. В условиях войны его в любое время могли взять под ружье. Ломан по настойчивой просьбе С. Городецкого и Н. Клюева добился "высочайшего соизволения" на перечисление Есенина в санитары с оставлением на службе при Царскосельском имении ее императорского величества военно-санитарном поезде № 143. Шестнадцатого января 1916 года, как об этом свидетельствуют документы, Ломан возбудил ходатайство о направлении С. Есенина в свое распоряжение. "Высочайшее соизволение" было получено мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба в начале февраля 1916 года. А 5 апреля 1916 года Ломан выдает Есенину на руки следующий документ:

Отпуск
Удостоверение
Дано сие крестьянину Рязанской губернии и уезда Кузьминской волости села Константинова Сергею Александровичу Есенину в том, что он согласно уведомлению Мобилизационного Отдела Главного управления Генерального Штаба от 11 февраля с. г. за № 9110 с Высочайшего соизволения назначен санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, а потому прошу направить Есенина в г. Царское Село в мое распоряжение.

Уполномоченный Ея Величества по поезду полковник Ломан

апрель 5 - 1916 г. Царское Село1

Из этого документа видно, что Есенин познакомился с Ломаном еще до прибытия на службу в санитарный поезд. Документ опровергает также ошибочные утверждения В. А. Вдовина, содержащиеся в его перенасыщенной второстепенными материалами статье о военной службе Есенина: "Но как бы то ни было, совершенно достоверно, что с февраля 1916 г. Есенин начинает службу в "полевом царскосельском военно-санитарном поезде № 143 ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны...", который был сформирован в ноябре 1914 г."2.

Указанная ошибка о начале службы влечет за собой неправильный вывод о невозможности бывать в салонах3. (Раз Есенин служит с февраля, он не может, значит, свободно распоряжаться временем.) Между тем предписание о командировании Есенина в Царское Село получено лишь 14 апреля 1916 года, а направлен он туда 16 апреля 1916 года, что следует из других документов.

В Военно-Санитарный Поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, гор. Царское Село.
Резерв извещает, что одновременно с сим в распоряжение поезда командирован санитар Сергей Есенин (личный знак № 9999), и просит о времени его прибытия уведомить. Документы санитару Есенину выданы на руки.
Основание: Предписание Управления Г. Главноуполномоченного Северного района Российского Общества Красного Креста от 14-го сего Апреля за № 2899/25833.
И. об. Начальника Резерва Санитаров капитан (подпись нрб.)
4.

Документ послан Петроградским резервом санитаров при управлении Главноуполномоченного Северного района Красного Креста 16 апреля 1916 года за № 6230. Из него видно, что Есенин до начала службы в поезде находился в Петроградском резерве санитаров, а не в трофейной команде, как утверждает М. П. Мурашов5. В канцелярии Федоровского собора это извещение получено 17 апреля 1916 года (вход. № 607). Но "одновременно с сим" Есенин не прибыл на службу. Документ опередил его на три дня.

16-го же апреля на руки Есенину было выдано направление:

В Военно-Санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.
(г. Царское Село)
Резерв препровождает при сем в распоряжение Поезда санитара Сергея Есенина (личный знак 9999), прося о времени его прибытия уведомить.
Основание: Предписание Управления Г. Главноуполномоченного Северного района Российского Общества Красного Креста от 14-го сего Апреля за № 2899/25833.
Приложение: Аттестаты за № 6225 и 6226, арматурный список в 2-х экземплярах за № 6229 и приходо-расходная тетрадь за № 6228.
И. об. Нач. Резерва Санитаров Капитан (подпись нрб.)
И. об. Делопроизводителя (подпись нрб.)6.

Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия Сергей Есенин на военной службе

Ходатайство от 16 января 1916 года о зачислении С. Есенина в царскосельский военно-санитарный поезд № 143

Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия Сергей Есенин на военной службе

Уведомление от 11 февраля 1916 года о 'высочайшем соизволении' на перечисление С. Есенина в санитары в распоряжение полковника Ломана
 

Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия Сергей Есенин на военной службе

Извещение резерва о назначении С. Есенина в военно-санитарный поезд № 143

Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия Сергей Есенин на военной службе

Препроводительный документ С. Есенину, направленному в распоряжение военно-санитарного поезда №143

В канцелярии Федоровского собора документ зарегистрирован 20 апреля 1916 года. В этот же день Есенин внесен в "Алфавитный список военнослужащих рядового и младшего командного состава военно-санитарного поезда № 143". В нем записано:

Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия Сергей Есенин на военной службе

Эти документы вносят ясность в запутанный вопрос о начале военной службы С. Есенина в санпоезде № 143. Она была устроена царедворцами, "высочайшим соизволением" приблизившими к себе поэта. Есенин скупо отразил в автобиографиях этот период своей жизни. Но в одной из них он верно указывает: "В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице" (V - 13).

Таким образом, нейтральное к политике, подчас лишенное высоких идеалов и активной гражданственности дореволюционное творчество Есенина привлекло внимание придворной знати, заинтересовавшейся его судьбой. И тем не менее Есенин не стал придворным поэтом, хотя Ломан настойчиво стремился к этой цели. "Многие льготы", о которых поэт упомянул в автобиографии, были использованы им по-своему, а военная служба не оборвала дорогих для Есенина связей с прогрессивной русской литературой.

Санитарный поезд № 143 был сформирован на средства действительного статского советника Заусайлова, на его же средства содержался персонал, оплачивалось довольствие раненых, покупались медикаменты. 1 октября 1914 года Заусайлов обратился с очередным письмом к Ломану, в котором просил доложить царице о желании сформировать санитарный поезд и взять его на полное содержание. В письме Заусайлов отметил: "Нашим искренним желанием было бы, чтобы организация поезда была поручена Вам, Вы явились бы его комендантом и получили бы возможность составить необходимый служебный персонал по Вашему усмотрению"8.

2 октября царица разрешила сформировать поезд под общим руководством дворцового коменданта. Уполномоченным ее величества по поезду назначался Ломан, и ему было поручено "составить необходимый служебный персонал". В документе № 64/2 от 3 октября 1914 года за подписью полковника Ломана на имя Б. К. Ордина читаем: "2-го сего Октября Ея Императорское Величество Государыня Императрица Александра Федоровна соизволила разрешить организовать на средства действительного Статского Советника Зайсайлова полевой санитарный поезд, с присвоением ему Высочайшего Ея Императорского Величества Имени"9. И хотя об "освящении" поезда в Царском Селе было сообщено в "Правительственном вестнике" 14 ноября 1914 года, на фронт он отправился значительно позже. А персонал для него комплектовался в течение 1915 и даже 1916 годов.

Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия Сергей Есенин на военной службе

К 1915 году при Федоровском соборе, ктитором которого был Ломан, созданы лазарет № 17, начальником которого стал Ломан10, санитарный поезд № 143, находившийся в подчинении того же Ломана, и образовалось художественное общество тоже при активном участии Ломана. Собор, лазарет и санпоезд позволяли Ломану формировать и распределять персонал с учетом интересов художественного общества. Это и было использовано предприимчивым полковником с согласия царствующих особ. Добавим к сказанному, что Ломан возглавлял также комитет по делам строительства домов Федоровского городка и имел прямую связь с архитекторами и живописцами. Используя свои большие права, Ломан стремится приблизить ко двору выдающихся деятелей русской культуры В. М. Васнецова, А. В. Щусева, М. В. Нестерова. Ему удается ввести в совет "Общества" писателя А. М. Ремизова, приблизить к себе С. Есенина, художника Г. И. Нарбута.

Но прикомандирование к поезду - это лишь первый шаг в борьбе монархистов за талант Есенина. В надежде на верноподданнические стихотворения Ломан предоставляет поэту ряд других льгот. Зачисленный в состав поезда с 20 апреля 1916 года, Есенин летом этого же года получает отпуск и едет в село11. Кстати, в указанном в ссылке письме Анны С., явившемся ответом на письмо поэта, содержатся строки, проливающие свет на характер службы поэта в поезде: "Ты пишешь, - сказано в нем, - что бездельничаешь, зачем же так мало побыл в Константинове". До и после поездки в село поэт задерживается в Петрограде на длительное для военнослужащего, только что призванного в армию, время.

В июле 1916 года Ломан приступает к осуществлению своего замысла относительно Есенина. На придворном концерте 22 июля 1916 года он поручает поэту выступить с приветственными стихами в честь царевен. Стихотворение это ("В багровом зареве закат шипуч и пенен") опубликовано в разделе "Стихотворения, экспромты и наброски" (V - 245) по списку Л. Р. Когана, хранящемуся в ГПБ Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, и датируется также по списку 22 июля 1916 года.

Рассматривая это стихотворение, В. А. Вдовин находит, что подлинными его героями являются раненые воины. "Хотя в стихотворении упоминаются "младые царевны", их "юная кротость", "ласковые сердца", "царственные руки", но не они являются предметом внимания поэта. Они лишь фон. Подлинные герои стихотворения - раненые"12. В подтверждение своей мысли В. А. Вдовин приводит такие строки:

На море13 белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой,
Туда, где скорбь кладет печать на лбу...

"Все стихотворение, - пишет далее В. А. Вдовин, - проникнуто сочувствием к их (надо понимать раненых. - П. Ю.) печальной судьбе. Этот мотив сочувствия и сострадания, являясь основным, определяет и тональность всего стихотворения, он подчеркивается и концовкой: "О помолись, святая Магдалина, за их судьбу"14. Такая трактовка стихотворения, на наш взгляд, неверна и находится в противоречии с его пафосом. Но, чтобы показать это, нам необходимо выписать стихотворение полностью.

В багровом зареве закат шипуч и пеней,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,

Протягивают царственные руки,
Благославляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу,
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.
                         (V - 245)

Как видим, здесь не простое упоминание о "юной кротости", "ласковых сердцах" и "царственных руках", а одобрение чувств царевен к раненым, которые поэт всячески приветствует и последовательно прославляет, сравнивая царевен с белыми березками, венцы которых ярко горят в багровом зареве заката. Что же касается "царственных рук", то они протягиваются туда, где тени бледные и горестные муки, и к тому, "кто шел страдать за нас", т. е. к раненым. И стены лазарета вздрагивают не от боли рыдающих воинов, а от жалости, что сжимает сердца царевен, видящих муки раненых. Конечно же, не раненых тянет "туда, где скорбь кладет печать на лбу", а царевен, преисполненных состраданием и желанием помочь воинству. К "младым царевнам", по мнению поэта думающим о помощи раненым, и относятся строки: "О, помолись, святая Магдалина, за их судьбу".

Показное прославление "беспредельной любви" царского двора к русскому воинству было официальной политикой и строго соблюдалось дворцовой комендатурой и всеми ее учреждениями, в том числе Федоровским собором, лазаретом, санитарным поездом. Оно всячески подчеркивалось в приказах и других официальных документах. Сошлемся лишь на один из многих документов подобного содержания. В приказе № 83 от 24 марта 1915 года по лазарету №17 были объявлены царские "милости": к пасхе раненым дали яйца с вензелевым изображением царских имен. По этому поводу Ломан напомнил в приказе, что раненые в ответ на царскую благодарность должны сами быть примером в верноподданности царю, повсюду рассказывать в армии о царской щедрости, доброте, помогать царю после войны, сеять слух, что он добр к храбрым. Относительно персонала лазарета в приказе значилось: "Исключительная ласка, высказанная в пасхальном привете яйцами и в бесконечно милостивых ответных словах Ея Величества на поздравление лазарета, заставляет думать только о том, как бы всем оправдать царское внимание"15.

Стихотворение "В багровом зареве..." выдержано в духе установок двора и служит прославлению его милости к раненым. Повторим, что за выступление на концерте поэт был награжден часами.

С помощью Есенина Ломан пытается привлечь и других поэтов, близких по содержанию своего творчества к идеалам придворного общества.

Искусный царедворец, Ломан хочет, чтобы культурная миссия Федоровского собора, деятельность "Общества" и лик царя были воспеты в поэзии Есенина, которому он рекомендует выступить в этом жанре совместно с Клюевым, обещая издать их стихи отдельной книгой. Для встречи с олонецким затворником Ломан предоставляет Есенину отпуска и под разными предлогами освобождает его от несения военной службы.

по делам "патриотического творчества", и вновь предоставляет ему отпуск. На руки поэт получает документ.

Начальнику ст. Петроград Николаевской железной дороги

3 ноября 1916 г.

Царское Село.

командированного в г. Москву по делам вышеназванного поезда. Настоящий отзыв выдан за неимением предложения лит. А., что подписью с приложением печати удостоверяется.
Уполномоченный Ея Величества по Поезду, Полковник Ломан.
Секр. Поезда
Коллежский Секретарь16.

Готовясь к переговорам с Клюевым, Есенин пишет ему в августе 1916 года: "Приезжай, брат, осенью во что бы то ни стало" (V - 122).

"Бисер малый от уст мужицких" читаем: "На желание же Ваше издать книгу наших стихов, в которых бы были отражены близкие Вам настроения, запечатлены любимые Вами Федоровский собор, лик царя и аромат храмины государевой - я отвечу словами древлей рукописи: "Мужие книжны, писцы, золотари, заповедь и часть с духовными приемлют от царей и архиереев и да посаждаются на седалищах и на вечерях близ святителей с честными людьми". Так смотрела древняя церковь и власть на своих художников. В такой атмосфере складывалось как самое художество, так и отношение к нему"17. Это был отказ под предлогом отдаленности поэтов от власть имущих, от двора. Интересно заметить, что в этом документе со всей определенностью высказано отношение поэтов к художественному творчеству. "Нельзя изображать то, о чем не имеешь никакого представления. Говорить же о чем-либо священном вслепую мы считаем великим грехом, ибо знаем, что ничего из этого, окромя лжи и безобразия, не выйдет"18.

Задуманная Ломаном книга стихов не была написана поэтами, что, однако, не лишило его надежды получить ее в будущем. Вняв совету Н. Клюева, Ломан находит возможности, при которых Есенин мог бы лицезреть царствующих и власть имущих светских и духовных особ. Уже говорилось о выступлении поэта на царском концерте. В начале января 1917 года в Федоровском соборе состоялось большое богослужение, и Ломан выдает Есенину пропуск в собор:

Начальнику Дворцовой Полиции.
Дежурному офицеру Собственного

сводного пехотного полка.
Январь 5, 1917 г. г.
Царское Село.

Прошу пропустить на богослужение в Федоровский Государев Собор 5-го и 6-го сего января следующих лиц
2. Ивана Блинова
Ктитор Собора полковник Ломан19

19 февраля 1917 года в трапезной Ломан дал завтрак в честь членов "Общества возрождения художественной Руси", собравшихся в Царское Село для осмотра собора и зданий Федоровского городка. Присутствовало около 100 человек наиболее высокопоставленных царедворцев20 На этот завтрак был приглашен поэт и читал на нем свои стихи.

которых ждут от него в Царском Селе. Стихотворение "В багровом зареве..." единственное в этом роде, но и оно не о царе.

Что же позволяет поэту противостоять последовательным, продуманным хитросплетениям монархистов, стремившихся использовать его талант в своих целях? Вопрос не из легких и для его решения нельзя сослаться на какой-либо исчерпывающий документ. Тем более не подходит здесь ссылка на отдельные эпизоды из сложной и противоречивой биографии поэта. Нельзя, скажем, упомянуть о связи Есенина с рабочими сытинской типографии и этим объяснить его нежелание выполнять просьбы и требования Ломана. От пролетарского движения поэт был далек и в это время. Но начиная с самых ранних стихотворений Россия у Есенина не ассоциируется с царем, и в этом несомненное влияние на него великой русской литературы и устного народного творчества, знакомых поэту с детства и полных антицаристскими настроениями, ожившими в сознании русского народа с новой силон после кровавых событий 9 января, расстрелов 1905-1907 годов и Ленских расстрелов. Развязанная царизмом бессмысленная братоубийственная война только обострила эти настроения.

К моменту службы Есенина в Царском Селе отношение к войне и к царю резко изменилось и в среде русской интеллигенции, в том числе и той ее части, которая поддалась угару ложнопатриотических настроений. Грозовая предреволюционная атмосфера чувствовалась повсюду, особенно в пролетарском Петрограде, и поэт не мог этого не замечать, не мог не видеть, что дни монархии сочтены. Но не только в городах, а и в самых далеких уголках России неумолимо надвигались грозные исторические события, и поэт почувствовал их приближение и по-своему отразил в повести "Яр", относящейся тоже к 1916 году и в отдельных эпизодах запечатлевшей открытую борьбу крестьян против социального произвола.

Враждебное отношение к царизму поэт наблюдал не только в горьковских кругах литературы, возмездия жаждали А. Блок и многие из тех литературно-общественных деятелей, с которыми общался тогда Есенин. И близкая Есенину группа "крестьянских" идеологов и писателей мечтала о рае на земле со своим мужицким богом, но без царя и податей. Эти впечатления поэта оформлялись в определенную философскую систему благодаря близкому и сильному влиянию на него в то время Разумника Васильевича Иванова (Иванова-Разумника).

В автобиографиях Есенин неоднократно упоминает это близкое и дорогое ему тогда имя. В одной из них прямо указано, что поэт получал поддержку Иванова-Разумника в своем нежелании писать стихи в честь царя: "Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике" (V - 13). В другой автобиографии Есенин отмечал: "В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым" (V - 17). И. Розанов в воспоминаниях записал такие слова Есенина: "Живя в Петербурге в 1915-1917 гг., я много себе уяснил. В общем развитии более всего за эти годы обязан был Иванову-Разумнику... Иванов-Разумник поддерживал во мне революционное настроение в годы войны"21.

"крестьянских поэтов" "петербургским литераторам" и отрицательно отзываясь о последних, он пишет: "Но есть, брат, среди них один человек, перед которым я не лгал, не выдумывал себя и не подкладывал, как всем другим. Это Разумник Иванов. Натура его глубокая и твердая, мыслью он прожжен, и вот у него-то я сам, сам Сергей Есенин, и отдыхаю, и вижу себя, и зажигаюсь об себя" (V - 127).

Таким образом, монархистской предприимчивости Ломана противостоял Разумник Иванов, влияние которого на Есенина было решающим в годы его службы в Царском Селе.

Разумеется, мелкобуржуазная, новонародническая, с большой примесью мистицизма идеология Иванова-Разумника была чужда пролетарской идеологии и не могла вывести поэта на столбовую дорогу истории. Но именно она помогла ему выдержать натиск монархистов, не поддаться соблазну царской милости и сохранить в трудных условиях верность хотя во многом ложным, но собственным общественным и художественным идеалам, выражение которых поэт находил в философии Иванова-Разумника.

Надо отметить также, что если философия и идеология левых эсеров были неприемлемы для марксистов, то в оценке и решении ряда очередных практических задач они ближе подходили к пролетариату в годы империалистической войны, чем кто-либо другой из буржуазно-демократических идеологов крестьянства. Иванов-Разумник видел, например, выход из создавшегося кризиса не в мировой войне, а в социальных революциях. В статье "Две России", относящейся к ноябрю 1917 года, он подверг резкой критике "Слово о погибели Русской земли" А. Ремизова ("Скифы", № 2), в котором осуждалась революция и выражалось слезное сожаление о погибшей "Святой Руси" во главе с самодержавием. Левые эсеры осуждали империалистическую войну и тех, кто ее вел и поддерживал. В статье "Испытание огнём" (1914-1915) Иванов-Разумник резко выступает против сил войны, называя ее "безумием", "преступлением", разоблачая ее империалистический смысл, грабительские цели, далекие от нужд народа22. Эклектическая же сущность философии Иванова-Разумника ярче всего сказалась в области искусства, и это тоже имело немалое влияние как на Есенина, так и на Клюева и нашло выражение в их творчестве. Выходивший после Февральской революции при ближайшем участии Иванова-Разумника сборник "Скифы" провозглашал вечную мятежность духа ("разве скиф - не всегда готов на мятеж?"), изначальную правду красоты, которая живет в скифе. "Ничего - кроме Жизни, кроме Правды Красоты, изначальной, истинной, и Справедливость и Истину определяющей Правды. Живет эта Правда в скифе"23"мятежность" ассоциировались у Иванова-Разумника с революционностью, внутренним бунтом против всех, не разделявших скифских идей о "вечной революционности" для любого строя, для любого "внешнего порядка".

Высшим проявлением "народной" правды в искусстве Иванов-Разумник и близкие ему неонароднические идеологи рассматривали поэзию Н. Клюева и С. Есенина. Им отводилась роль пророков новой мужицкой России, выражавших якобы ее "непримиримый и непримиренный дух". Идеи Иванова-Разумника громко прозвучат в поэмах Есенина первых революционных лет, они, однако, нашли воплощение и в ряде его стихотворений, относящихся к 1915-1916 годам ("Наша вера не погасла", "В том краю, где желтая крапива", "Устал я жить в родном краю", "За темной прядью перелесиц", "Синее небо, цветная дуга" и др.). В них витает "непримиренный дух", который вырвется на волю после Февральской революции.

Мы рассмотрели лишь некоторые, притом наиболее заметные влияния, испытанные поэтом в ранние годы его идейно-творческого формирования. Многие из них не были плодотворными в своей идейной направленности и в конечном счете принесли вред таланту Есенина. Но именно на основе этих разнородных и противоречивых влияний складывалось творчество поэта и только в мужественном преодолении их его поэзия заняла впоследствии свое место в литературе.

Противоречивыми элементами отмечена и поэтика раннего Есенина. Но прежде чем коснуться этого важного вопроса, закончим начатый нами разговор о военной службе поэта, обстоятельства которой не до конца выяснены нашим литературоведением.

Испытывая большое влияние Иванова-Разумника и Н. Клюева, С. Есенин упорно не писал стихотворений в честь двора. В его поэзии времен войны по-прежнему звучала тема Руси крестьянской со всеми ее патриархально-народническими оттенками. Но царю в этой есенинской Руси места не находилось. Наоборот, поэт все чаще задумывается о судьбе Руси кандальной, в его воображении все яснее рисуется "дорога до сибирских гор", по которой "идут люди в кандалах", да и сам поэт обещает пойти "по той дороге буйну голову сложить". И хотя образ кроткого инока и связанные с ним мотивы не раз еще встретятся в поэзии Есенина этих лет ("За горами, за желтыми долами", "О товарищах веселых", "Без шапки, с лыковой котомкой"), они начинают уступать место иным настроениям и раздумьям, в которых ощущается сильное влияние А. Блока. Блоковские темы и ассоциации все чаще вытесняют из поэзии Есенина клюевскую благочестивость и на смену ей приходит тема Руси бродяжнической, буйственной, мятежной.

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.


И кандалы твоей Сибири,
И горб Уральского хребта.
                         (I - 203)

"бесприютного в отчизне" вместе с теми, кого Родина "ликом своим жгла и томила по шахтам сырым", и он верит, что "не выжить тому, кто разлюбил... острог и тюрьму" (I - 237, 238).

Мотивы эти не могли вызвать одобрения в пытавшихся приручить Есенина монархических кругах. Не содержалось верноподданнических чувств и в таких стихотворениях, как "Корова", "Табун", "Песнь о собаке", "Лисица", "Осень", "Вечер", "Молотьба" и ряде других зарисовок сельского обихода и быта.

Вместе с тем в поэзии С. Есенина все громче начинают звучать идеи обновления Руси, переделки ее насильственным путем на мужицкий лад ("Алый мрак в небесной черни начертил пожаром грань", "Прощай, родная пуща", "Покраснела рябина", "Тучи с ежереба"). В последнем стихотворении наиболее четко сформулированы эти настроения поэта.

Верю: завтра рано,
Чуть забрезжит свет,

Вспыхнет Назарет.
Новое восславят
Рождество поля,
И, как пес, пролает

                         (I - 249)

Все это было близко Иванову-Разумнику, но отдаляло Есенина от монархических кругов. Замыслы Ломана остались не осуществленными, и он накануне надвигавшейся революции решил отправить поэта в Могилев. 22 и 23 февраля Ломан подписал следующие документы:

Удостоверение
Предъявитель сего санитар Полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Сергей Есенин командирован по делам названного Поезда в г. Могилев, в распоряжение командира 2-го батальона Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка Полковника Андреева, что подписью с приложением печати удостоверяется.


                         По Поезду, Полковник
                         
                         Коллежский Секретарь
                   г. Царское Село 22 февраля 1917 г.24.

Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия Сергей Есенин на военной службе

Юшин П.Ф.: Сергей Есенин. Поэзия Сергей Есенин на военной службе

Экстренный отзыв от 23 февраля 1917 года на имя начальника станции Царское Село

В документе от 23 февраля 1917 года на имя начальника станции Царское Село Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги Ломан просил отправить Есенина в город Могилев25.

Так окончилась служба поэта в Царском Селе. Сам он расценил направление в Могилев как репрессию и в автобиографии указывал, что "угодил" в дисциплинарный батальон за отказ писать стихи в честь царя (V - 13). В действительности же С. Есенин находился в Петрограде и Царском Селе в марте 1917 года, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в ЦГИА СССР26.

Связи с Ивановым-Разумником, Н. Клюевым, А. Белым окажутся решающими в идейно-художественном самоопределении поэта периода двух русских революций. Поэзия С. Есенина примет скифскую окраску, и он станет одним из активных участников обоих сборников "Скифов", вышедших в свет в 1917-1918 годах.

1 ЦГИА СССР, ф. 1328/14, оп. 4, д. 8.

2 В. А. Вдовий. Сергей Есенин на военной службе. "Научные доклады высшей школы". Филологические науки, 1961, № 1, стр. 138.

3 В. А. Вдовий. Сергей Есенин на военной службе. "Научные доклады высшей школы". Филологические науки, 1961, № 1, стр. 143.

4 ЦГИА СССР, ф. 1328/14, оп. 4, д. 8, л. 641.

5 "Сергеи Александрович Есенин. Воспоминания". М., 1926, стр. 61.

6 ЦГИА СССР, ф. 1328/14, оп. 4, д. 8,. л. 647.

7 ЦГИА СССР, ф. 1328/14, оп. 4, д. 8, л. 647.

8 ЦГИА СССР, ф. 1328/14, оп. 4, д. 1, л. 1.

9 ЦГИА СССР, ф. 1328/14, оп. 4, д. 1, л. 3. (Зайсайлова - так записано в документе).

10

11 См. Письмо Есенина Н. Клюеву (V - 121), а также письмо Есенину из Константинова от Анны С. Л. ГЛБСЩ, ф. 276, оп. 1, ед. хр. 2.

12 В. А. Вдовин. Сергей Есенин на военной службе. "Научные доклады высшей школы". Филологические науки, 1964, № 1, стр. 141-142.

13 "Научные доклады высшей школы". Филологические науки, 1964, № 1, стр. 142. В тексте списка Л. Р. Когана и в томе V собр. соч. Есенина - "На ложе белом".

14 Так цитирует В. Вдовин. См. "Научные доклады высшей школы". Филологические науки, 1964, № 1, стр. 142. В тексте списка Л. Р. Когана и в томе V собр. соч. Есенина - "На ложе белом".

15

16 ЦГИА СССР, ф. 1328/14, оп. 4, д. 25, л. 432.

17 "Научные доклады высшей школы". Филологические науки, 1964, № 1, стр. 144.

18 "Научные доклады высшей школы". Филологические науки, 1964, № 1, стр. 144.

19 ЦГИА СССР, ф. 489, оп. 1, д. 78, л, 4.

20

21 (И. Розанов. Мое знакомство с Есениным. В сб.: "Памяти Есенина". М., 1926, стр. 47.)

22 "Со всех концов мы приходим к одной точке: к твердому признанию, что для демократии мировая колониальная война есть война посторонняя, чуждая, чужая", - писал Иванов-Разумник в этой статье. См. "Скифы", 1917, № 1, стр. 299.

23 "Скифы", 1917, № 1. Ст. "Скифы" (вместо предисловия), стр. VII-XII.

24 ЦГИА СССР, ф. 1328/14, он. 4, д. 25, л. 520.

25

26 ЦГИА СССР, ф. 1328/14. Воинской Комиссии при Государственной Думе: "В виду сокращения штата при Полевом Военно-санитарном Поезде 143 препровождаю в распоряжение Воинской Комиссии ратника Сергея Есенина. Что подписями с приложением печати удостоверяется.

Секретарь поезда
17 марта 1917 г.
г. Царское Село"

г.) сказано, что Есенин "удовлетворен жалованием при Поезде по 1 марта" 1917 года. 20 марта 1917 года поэту был выдан Аттестат № 204: "Дан сей санитару Полевого Военно-санитарного Поезда № 143. Сергею Александровичу Есенину с тем, что возложенные на него обязанности, с 20 марта 1916 года по 17 марта 1917 года исполнялись им честно и добросовестно и в настоящее время препятствий к поступлению Есенина в школу прапорщиков не встречается. Что подписями с приложением печати удостоверяется.

За начальника Поезда
Секретарь Поезда Коллежский секретарь
20 марта 1917 г."