Наши партнеры |
«Никогда я не был на Босфоре...»
Беловой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
13 | I II | У меня в душе поет тальянка
как в тексте. |
15 | I | Ты не хочешь разве персианка |
II | Разве ты не хочешь персианка | |
21 | I II | Я давно ищу теперь покоя
как в тексте. |
27 | Чтобы я о нежной северянке | |
31 | Все равно твои глаза, как море |
Беловой автограф (РГАЛИ, ф. Г. В. Бебутова):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
27 | I | Чтобы я о дальней северянке |
II |
«Свет вечерний шафранного края...»
Черновой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
5 | I II | Спой мне песню, моя дорогая. Спой мне песню шафранного края. |
10 | III I | как в тексте. Лунным светом Шираз осиянен. |
II | Кружит звезд мотыльковый рой. | |
III | Лунным светом Шираз осиянен. | |
После 10 зачеркнуто: | ||
Тихо крадутся тени вдоль стен. Может, мимо проходит такая | ||
11—15 | I | Я не знаю, вам холодно? Или Вы, храня розоватую медь, Чтобы больше вас в ласках любили, Не хотите лицом загореть. <бы> больше вас в ласках любили. |
II | Иль они от тепла застыли Закрывая телесную медь Или чтобы их больше любили Не желают лицом загореть Закрывая телесную медь. | |
20 | I II | Дорогая, с чадрой не дружись.
как в тексте. |
23—24 | I | Так зачем же прекрасные щеки Плащаницей черной скрывать |
II III | Потому-то прекрасные щеки Перед миром грешно прикрывать как в тексте. | |
26—30 | I | Тихо розы бегут по полям. Снится сердцу страна другая. Спой мне песню, моя дорогая, Ту, которую пел Хаям. Тихо розы бегут по полям. |
II | Тихо розы бегут по полям. Сердцу снится страна другая. | |
Этой песни не пел Хаям. Тихо розы бегут по полям. | ||
III | Тихо розы бегут по полям. Сердцу снится страна другая. Я спою тебе песнь, дорогая, Ту, которой не пел Хаям. Тихо розы бегут по полям. |
«Воздух прозрачный и синий...»
Беловой автограф (ИРЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
2 | I | Выйду в цветочные чащи |
II | Веют цветочные чащи | |
III | Дремлют цветочные чащи | |
IV | Выйду в цветочные чащи | |
18 | I II | И гор<деливого стана?>
как в тексте. |
:
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
1 | I | Золото текущее — луны |
II | Золото текучее — луны | |
2 | Запах олеандры и левкоя | |
7 | I II | Отзвенел
как в тексте. |
9 | I II | Голоса далекие земли
как в тексте. |
13 | I II | Оглянись, как хорошо вокруг
как в тексте. |
23 | I II | Тем, которым ничего не надо
как в тексте. |
Бак. раб., 1925, 13 апреля; № 82; Кр. новь, 1925, № 5, июнь, с.24; Перс. мот.:
Номер строфы | Вариант |
1 | Золото — текучее луны |
Наб. экз. (вырезка из Бак. раб. с авторской правкой):
Номер | Номер варианта | Вариант |
1 | I II | Золото — текучее луны
как в тексте. |
«В Хороссане есть такие двери...»
Черновой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
2 | I | У котор<ых> |
II | У которых | |
III | Что открыты | |
IV V | Под навесом роз и чебреца
как в тексте. | |
4—5 | I | Но ее увидеть я не мог. |
II | В Хороссане есть такие двери, Но открыть те двери я не мог. | |
6 | I | У меня в руках хватает силы |
II | У меня в руках немало силы | |
9 | ||
14—15 | I | Ни к чему в любви моей отвага И коль дверь не смог я отпереть. |
II | И коль дверь не смог я отпереть, Ни к чему в любви моей отвага. | |
17 | I | До свиданья, ласковая пери. |
II | Персия, тебя ли покидаю | |
21 | I | До свиданья, родина Гассана. |
II | До свиданья, пери. До свиданья. | |
22—23 | I II | Пусть не мог я двери отпереть, Ты вспомянешь поздно как в тексте. |
Бак. раб., 1925, 3 апреля, № 74:
Номер строфы | Вариант |
2 10 | Где обсеян розами порог. Но дверей не мог я отпереть. |
Номер строфы | Вариант |
21—25 | До свидания, Пери, до свидания, Ты дала ведь нежное страдание, Про тебя на родине мне петь. До свидания, Пери, до свидания. |
Кр. новь, 1925, № 3, апрель, с. 133:
Номер строфы | Вариант |
6, 9 | У меня в руках не мало силы |
12—14 | И зачем, кому мне песни петь, Если стала неревнива Шага? И коль дверь не смог я отпереть. |
Перс. мот.:
Номер строфы | Вариант |
6, 9 14 | У меня в руках не мало силы И коль дверь не смог я отпереть |
Беловой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | |
6 | I II | Хороша ты, родина, я знаю
как в тексте. |
13 | I II | И твой голос, ласковая Шага
как в тексте. |
18 | Дальнему и близкому мне люду |
Бак. раб., 1925, 3 апреля, № 74:
Номер строфы | Вариант |
21 | Я с тобой несчастий не боюсь |
Кр. новь, 1925, № 3, апрель, с. 132; Перс. мот.:
Номер строфы | Вариант |
18 | Дальнему и близкому мне люду |
Наб. экз. (вырезка из Бак. раб. с авторской правкой):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
21 | I II | Я с тобой несчастий не боюсь
как в тексте. |
«Быть поэтом — это значит то же...»
Беловой автограф (ГЛМ); Бак. раб., 1925, 7 августа, № 177:
Номер строфы | Вариант |
8 | У него всегда одна и та же песня. |
9—10 | Канарейка — с голосу чужого, Желтая смешная побрякушка. |
21 | Но, горя ревнивою тревогой |
«Руки милой — пара лебедей...»
Беловой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
5 | I II | Пел ее когда-то далеко
как в тексте. |
21 | I II | Про меня ж и за такие песни
как в тексте. |
23 | I II | Он мог петь нежней и интересней
как в тексте. |
Беловой автограф (РГАЛИ, собрание П. И. Чагина); Бак. раб., 1925, 10 августа, № 179:
Номер | Вариант |
5 8 23 | Пел и я когда-то — далеко Ласкою пропитанное слово. Он бы пел нежней и интересней |
«Отчего луна так светит тускло...»
Черновой автограф строк 1—20 (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
2 | Отчего бледна и не шафранна | |
3—4 | I | Так она в равнине только |
II | Свет такой | |
III | Только так она в равнине русской Смотрит из-за полога тумана. | |
IV | Словно я хожу равниной русской Под шуршащим пологом тумана. | |
5 | I | Я спросил об этом, дорогая Лала |
II | Я спросил так, дорогая Лала | |
7 | I II | Вся их рать ни слова не сказала
. |
10 | I II | Я спросил в цв
как в тексте. |
18 | I | Нет следов, когда ласкают тело |
II | Сердцу песнь, а телу нужно тело |
Беловой автограф (РГАЛИ); журн. «Прожектор», М., 1925, № 18, 30 сентября, с.15:
Номер строфы | Вариант |
Заглавие | Персидский мотив |
Бак. раб., 1925, 14 августа, № 183:
Номер строфы | Вариант |
Заглавие | Персидские мотивы |
Бак. раб., 1925, 7 августа, № 177:
Номер строфы | Вариант |
3 | Нищий лишь ищет участья. |
10—11 | Часто порою плачем. |
13 | Радости и удачи. |
16 | Счастье искал повсюду. |
«Голубая да веселая страна...»
Беловой автограф (ГМЗЕ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
Заглавие | (Подражание Омар Хаяму) Гелии Николаевне Чагиной | |
9 19—20 | Ты ребенок. В этом слова нет отсутствуют. {Пропуск этих строк - вероятнее всего, случайная описка автора. Автограф представляет собой беловую запись (авторский список). Он выполнен на четырех бланках «Редактор газеты „Бакинский рабочий“». На каждой страничке умещалось всего по три двустишия: л.1 - строки 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6; л.2 -строки 7 и 8, 9 и 10, 11 и 12; л.3 - строки 13 и 14, 15 и 16, 17 и 18; л.4 - строки 21 и 22, 23 и 24, подпись и дата. Отсутствующие строки приходились на переход с л.3 на л.4. Скорее всего, они случайно выпали, когда автор переписывал данный текст. Вероятно, такой же непреднамеренной опиской является изменение в ст.9 (вместо «спора» стало «слова»).} | |
22 | I | Пусть и честь моя за песню продана. |
II | Пусть и жизнь моя за песню отдана. |
Весь текст записан двустишиями.
Бак. раб., 1925, 10 августа, № 179:
Номер | Вариант |
Посвящение 19—20 22 | Гелии Николаевне Чагиной отсутствуют. Пусть и честь моя за песню продана. |
«Эх вы, сани! А кони, кони!..»
Черновой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
1 | I | Эх, дуга! А кони, кони |
II | Эх вы, сани! А кони, кони | |
3 | I II | По метели в раздольной погоне
как в тексте. |
После 4 | I | Снеговая пустая Только |
II | Снеговая, пустая дорога, Только скрип, только снег да Принакрыты | |
III | Только скрип, только снег да поля. Ах, выткало небо много | |
IV | Снеговая, пустая дорога, Только скрип, только снег и поля. Ах, как выткало небо много Рассыпающегося миткаля. | |
9—10 | I | Эй, ямщик, не жалей своей мочи,
<1 сл. нрзб.> песню тебе запою |
II | Пой, ямщик, не удерживай мочи, Хочешь, сам я тебе подпою | |
12 | I | Про <1 сл. нрзб.> |
II III | Про погибшую
как в тексте. | |
После 12 зачеркнуто: | ||
15 | I | На такой вот безгласной равнине На санях ткнешься в сена охапку |
II | Да приляжешь на сена охапку | |
После 16 : | ||
Ну а там уж, конечно, тальянка Тише ед<ешь> Пляс и песни И она И откуда бралась осанка | ||
18 | I II | А в полночную тишину
как в тексте. |
23 | I II | И тальянка утратила голос
как в тексте. |
После 24 зачеркнуто: | ||
И другие чужие кони И теперь вот чужие кони И теперь под чужой И теперь у родимы<х> Засыпает под чужой дугою И теперь под чужой дугою Потому | ||
25—28 | I | Но и все ж ты <1 сл. нрзб.> в далеком Душу радуют снег и мороз И над бешеным конским |
II III | Но и все же душа не остыла, Так приятны мне снег и мороз, И над всем, что прошло, что было как в тексте. |
«Новый мир», М., 1925, № 11, с.66:
Номер строфы | Вариант |
После 4: | Снеговая, пустая дорога, Только скрип, только снег и поля. Ах, как выткало небо много Рассыпающегося миткаля! |
«Снежная замять дробится и колется...»
Черновой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
1 | I II | <на>
как в тексте. |
3 | I II | Вот и опять
как в тексте. |
6 | I II | Только б немного души и
как в тексте. |
10 | I | Словно от горечи, словно от мук |
II | Пряди седые | |
III IV | И на устах замирают слова
как в тексте. | |
20 | I | Что лучше тебя никого не видал. |
II III | Что лучше родимой избы не видал.
как в тексте. | |
21 | I | Вот |
II | Жизнь открываю | |
III IV | Вновь я
как в тексте. | |
22 | I | Дедов |
II III | Снова
как в тексте. | |
26 | I | То ль |
II III | как в тексте. | |
27 | I | Кажется мне, что |
II | Кажется мне, осыпаются липы | |
28 | I II | Белые липы в майском саду.
как в тексте. |
«Синий туман. Снеговое раздолье...»
Черновой автограф строк 1—9 и двух не вошедших в окончательный текст строф (ГЛМ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
2 | I II | Тонкий лимонный свет лун<ы>
как в тексте. |
3 | I II | Ах как приятно с хорошей болью
как в тексте. |
5—8 | I | Снег у крыльца как песок зыбучий. Ах вот в так<ой же> |
II | Снег у крыльца как песок зыбучий. Вот при такой же луне над прудом Шапку кошачью | |
III IV | Вот при такой же луне над прудом, Шапку из кошки на лоб нахлобучив, Тайно покинул я отчий дом. как в тексте. | |
После 8 две незаконченные строфы, не вошедшие в окончательный текст: | ||
I | Счастье искал я везде и всюду | |
II | Много скитался я в разных странах, Счастье казалось живет везде И улыбался над | |
III | Много скитался я, много бродяжил, Счастье казалось живет везде, | |
И улыбался с собаками даже Не согревающей душу звезде. | ||
I | Был я и нищим и был знаменитым | |
II | Был я безвестным и был известным | |
III | Был я бесславным и был известным Только желанный удел не нашел. Взглядам веселым и взорам честным | |
9 |
Машинописный список с предшествующего чернового автографа с правкой и автограф строк 9—24 (ГЛМ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
После 8 зачеркнуто: | ||
Много скитался я, много бродяжил, Счастье казалось живет везде. И улыбался с собаками даже Не согревающей душу звезде. | ||
Был я бесславным и был известным, Только желанный удел не нашел. Взглядам веселым и взорам честным Небо казалось как синий шелк. {Строка вписана в машинопись автором от руки.} | ||
Снова вернулся я к отчему крову | ||
9—10 | I II III | Снова вернулся я в дом родимый Снова вернулся я в край родимый, Пес мой любимый забыл меня Снова вернулся я в край родимый, |
После 12 строфа, не вошедшая в окончательный текст: | ||
Тихо всплывает веселое детство, Я ль не крестьянин и я ль не богат, Есть у меня родовое наследство — Старая кошка и пара щенят. | ||
13—16 | Эту я кошку себе на шапку, Этих щенят я себе на мех. Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку, Вспомнил кладбищенский рыхлый снег. | |
21 | Вот почему я чуть-чуть не заплакал |
Список С. А. Толстой-Есениной с предшествующего автографа с правкой Есенина (ГЛМ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
После 8 зачеркнуто: | ||
Много скитался я, много бродяжил, Счастье казалось живет везде. Не согревающей душу звезде. | ||
10 | I II | Пес мой любимый меня забыл
как в тексте. |
После 12 зачеркнуто: | ||
Тихо всплывает веселое детство, Я ль не крестьянин и я ль не богат, Есть у меня родовое наследство — Старая кошка и пара щенят. | ||
13—14 | I II | Эту я кошку себе на шапку, Этих щенят я себе на мех. как в тексте. |
21 | Вот почему я чуть-чуть не заплакал |
«Свищет ветер, серебряный ветер...»
Черновой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
5 | I | Пусть на окошках над |
II III | Пусть на окошках оттепель, сырость
. | |
После 12 зачеркнуто: | ||
I | Знаю я. Все так, которые смело Жили, кипели, бросались в пламя, Те, кому жизнь не совсем надоела, Тот даже крохи сбирает на память. | |
II | Знаю я. Все так, которые смело Жили, кипели, бросались в пламя, Те, кому жизнь не совсем надоела, Те даже крохи сбирают на память. | |
17 | I II | Ну<жно>
как в тексте. |
Черновой автограф (РГАЛИ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
1 | I II | Снег и ветер. Степь и дали.
как в тексте. |
4 зачеркнуто: | ||
Полно хныкать, колокольцы, Я вас слышал много лет. | ||
После 8 зачеркнуто: | ||
Всякий ночью у пролесиц Потому чу | ||
11 | I II | Не забыть, что я крестьянин
как в тексте. |
После 12 зачеркнуто: | ||
Дай, ямщик, мне эти возжи | ||
До полуночи, — не позже Мы прискачем в отчий дом. | ||
16 | I II | Я не видел много лет.
как в тексте. |
17—20 | I | Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь |
II III | Тот, кто видел хоть немного У березки одноногой Рад как в тексте. | |
22 | I | Если рядом в стынь и звень |
II III | Если бойко в стынь и звень
как в тексте. | |
После 24 зачеркнуто: | ||
За подросточью ораву В незнакомом далеке | ||
26 | I II | Потому под этот вой
как в тексте. |
Кр. нива, 1925, № 50, 6 декабря, с.1214:
Номер строфы | Вариант |
1 |
Кр. новь, 1925, № 10, декабрь, с.109:
Номер строфы | Вариант |
13—16 | отсутствуют. |
«Цветы мне говорят — прощай...»
Беловой автограф (ГЛМ):
Номер строфы | Номер варианта | Вариант |
2 | I II | как в тексте. |
15—16 | I II | Возлюбленной и дорогой Живой прекрасней песню сложит. как в тексте. |
:
Номер строфы | Вариант |
5—6 15 | Ну что ж, любимые, ну что ж! Я видел вас и видел землю |