Наши партнеры |
Но вернемся к Есенину, к познанию поэтом революционной действительности Ленина. Отбушевал пожар гражданской войны. 1921 год - начало новой экономической политики. Для Есенина этот год - прежде всего год создания "Пугачева". В истории борьбы крестьянской России с царизмом, в прошлом Есенин пытается разглядеть ее настоящее и будущее. При этом главное для Есенина - сам Пугачев как вождь крестьянской, восставшей России, как народный характер и как личность.
"...Есть одна особенность в моей трагедии, - отмечал Есенин. - Кроме Пугачева, никто почти в трагедии не появляется: в каждой сцене новые лица. Это придает больше движения и выдвигает основную роль Пугачева".
Но и "Пугачев" не врачует душу поэта, не снимает мучительнейших его раздумий и тревог: "Куда несет нас рок событий?"
В этот период у Есенина рождается новый творческий замысел, чрезвычайно важный для всего последующего пути поэта. "Есенин, - рассказывает литератор Иван Старцев, близко знавший поэта в те годы, - долго готовился к поэме "Страна негодяев", всесторонне обдумывая сюжет и порядок событий в ней. Мысль о написании этой поэмы появилась у него тотчас же по выходе "Пугачева". По первоначальному замыслу, поэма должна была широко охватить революционные события в России с героическими эпизодами гражданской войны. Главными действующими лицами в поэме должны были быть Ленин и бунтующие мужики на фоне хозяйственной разрухи, голода, холода и прочих "кризисов" первых годов революции... Поэму эту, - продолжает Старцев, - он так и не написал в ту зиму и только уже по возвращении из-за границы читал из нее один отрывок. Первоначальный замысел этой поэмы у него разбрелся по отдельным вещам: "Гуляй-поле" и "Страна негодяев" в существующем тексте".
Вначале 1925 года одну из "ударных" сцен поэмы Есенин печатает в своей книге "Страна Советская". Это был ныне широко известный монолог комиссара-большевика Никандра Рассветова, полный страстной, вдохновенной ленинской веры в будущее России социалистической:
Чем больше гляжу я на снежную ширь, Тем думаю все упорнее. Черт возьми! Да ведь наша Сибирь Богаче, чем желтая Калифорния. С этими запасами руды Нам не страшна никакая Мировая блокада. Только работай! Только трудись! И в республике будет, Что кому надо.
Никандр Рассветов в предреволюционные годы испытал все: и царскую тюрьму, и ссылку, и нелегкую жизнь политического эмигранта вдали от Родины. Рассветову довелось, особенно в "свободной" Америке, лицом к лицу столкнуться с бесчеловечным миром бизнеса и наживы, миром, где властвует лишь один всесильный бог - золото и господствует один закон: "человек человеку - волк". Всей своей сознательной жизнью и борьбой за свободу Родины один из героев Есенина, коммунист Рассветов, завоевал гражданское и моральное право вынести самый строгий "приговор" "Стране негодяев", рожденной буржуазным миропорядком:
Дело, друзья, не в этом. Мой рассказ вскрывает секрет, Можно сказать перед всем светом, Что в Америке золота нет. Там есть соль, Там есть нефть и уголь, И железной много руды. Кладоискателей вьюга Замела золотые следы. Калифорния - это мечта Всех пропойц и неумных бродяг. Тот, кто глуп или мыслить устал, Прозябает в ее краях. Эти люди - гнилая рыба. Вся Америка - жадная пасть, Но Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская власть!..
Все это, включая и дальнейшую работу Есенина над "Страной негодяев", - все это ждало поэта впереди.
Все это свершится позднее...
Тогда же, в 1921 году, Есенин особенно мучительно и настойчиво пытается разобраться и определиться в "развороченном бурей быте". Именно в этот напряженный период впервые у Есенина возникает мысль о зарубежной поездке. Сравнить, сопоставить путь, избранный Россией в Октябре 1917 года, с жизнью современного Запада, сравнить, сопоставить для того, чтобы яснее "прозреть" будущее своей Родины.
В мае 1922 года поэт в Берлине. В 1922 - 1923 годах он побывал в Германии, Франции, Италии, посетил Америку. Его общественная, гражданская позиция предельно ясна и определенна. "Я люблю Россию. Она не признает никакой иной власти, кроме Советской", - заявил Есенин открыто, со всей политической ясностью в своем первом зарубежном интервью.
"После того, - рассказывает сестра поэта Екатерина Александровна Есенина, - как Сергей побывал за границей, особенно в Америке, он на многое в своей стране стал смотреть иными глазами. Заграница, буржуазный мир Европы и Америки произвели на него потрясающее впечатление. Этот мир наживы, разврата, господства доллара наглядно дал Сергею возможность увидеть, что бы стало с его Родиной, если бы в России продолжал развиваться и дальше капитализм. За границей Сергей до глубины души ощутил и почувствовал, как далеко шагнула Россия после революции в духовном росте народа. И пусть пока еще Европа богаче нас материально, но духовно она нищая, по сравнению с нами. Это, - подчеркивает Екатерина Александровна, - было главное впечатление, которое Сергей вынес из заграничной поездки. Об этом же он писал в своих письмах из Европы и Америки" {Цитирую по записи беседы с Е. А. Есениной 28 августа 1957 года.}
"Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? - спрашивает Есенин в одном из своих зарубежных писем. - Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а па искусство начихать - самое высшее мюзик-холл...
Пусть мы нищие, - продолжает поэт, - пусть у нас голод, холод... зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину".
"Там, из Москвы, - отмечает Есенин в другом письме, - нам казалось, что Европа - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может".
подчеркивал Есенин.